Поиск смысла

Снежана Замалиева

Исторический опыт показывает, что человек не рожден для счастья. На протяжении своей жизни он сталкивается с катастрофами, болезнями, крушением надежд, смертью. Закономерно возникает вопрос: «Есть ли смысл?», «Как его понять и постичь, если смысл существует?». Девиз современного общества можно сформулировать следующим образом – человек рожден для наслаждения или человек – это машина желаний. Следствием подобного подхода является сдвиг ценностных ориентаций в одну точку – точку наслаждения. Смысл, воля к смыслу искажается и исчезает.
Говоря словами А. Эйнштейна, «человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастлив, но и вообще едва ли пригоден для жизни».

Предлагаю Вашему вниманию «Руководство для поиска смысла» (обзорные вопросы в адаптации С.В. Кривцовой, В.Б. Шумского). Эти шаги могут помочь, если смысл ситуации не ясен. Лучше всего, если Вы сделаете это задание письменно.

Шаг первый. Попробуйте рассмотреть ситуацию, чтобы увидеть содержащиеся в ней возможности. Ответьте на следующие вопросы.

 Что представляет собой в настоящий момент моя жизненная ситуация?
 О чем в ней идет речь?
 Что сейчас необходимо?
 Что требуется от меня?
 Что конкретно Я могу сделать?
 Какие возможности у меня существуют?
 Есть ли в настоящем моменте что-то прекрасное, неповторимое? (Ценности переживания)
 Могу ли я создать что-то ценное или повлиять на то, чтобы это возникло: выполнить работу, совершить поступок, создать произведение? (Творческие ценности)
 Каковы мои личные жизненные установки по отношению к тем обстоятельствам, которые невозможно изменить? (Ценности личных жизненных установок)

Шаг второй. Попробуйте теперь эмоционально взвесить каждую из возможностей, чтобы почувствовать ее важность для вашей жизни.

 Что я чувствую, когда думаю об этой возможности?
 Как я буду себе чувствовать, если я сделаю это?
 Как я буду себя чувствовать, если я не сделаю этого?
 Как я буду себя чувствовать по прошествии некоторого времени (через день, неделю, месяц…), если я сделаю это?
 Как я буду себя чувствовать по прошествии некоторого времени (через день, неделю, месяц…), если я не сделаю этого?

Шаг третий. Теперь необходимо выбрать наилучшую для себя в данных обстоятельствах возможность. (Вопросы о свободе)

 Что по совести было бы правильно сделать в данной ситуации?
 Как я буду относиться к себе, если не сделаю этого? ( Кем я буду выглядеть в собственных глазах?)
 Действительно ли это мое собственное решение или меня к нему кто-то или что-то принуждает?
 Добровольно ли я делаю этот выбор? Могу ли я сказать: «Я сам хочу этого»?

Шаг четвертый. Продумайте, как лучше всего воплотить ваше решение, понять, что изменится в вашей жизни (и в мире в целом), если это решение будет воплощено. (Вопросы об ответственности)

 Что может помешать мне реализовать эту возможность?
 Должен ли я это сделать сейчас?
 Как, с помощью каких средств, каким способом я могу сделать это наилучшим образом?
 Будет ли этот способ действий соответствовать мне?
 Зачем я, собственно, должен это сделать?
 Ради чего (ради кого) я хочу это сделать?
 Как это повлияет на мою жизнь и жизнь других людей?

Успехов Вам!

Искренне Ваша,
Снежана Замалиева
"Центр развития потенциала"

Источник: 
Центр развития потенциала