Хронотопы

Человек становится человеком, обретает идентичность, когда он способен встать внутри протяжения времени. М. Хайдеггер задается вопросом: «Человек - создатель времени или его получатель? И если второе, то как человек получает время? Если человек сначала человек, чтобы потом по обстоятельствам, то есть к какому-то определенному времени получить восприятие времени и встать в отношение к нему?» Вопрос об овладении человеком временем поднят философом как один из глобальных вопросов бытия.

Но почему при осознании всей важности обозначенного вопроса так распространено бессмысленное отношение к нему? Время нередко не сознается необходимым условием всего, что есть в мире, - пишет по этому поводу П. Флоренский, и потому представляется естественной возможность беспредельного существования». Отсутствие координаты времени в сознании, в характеристике образа жизни лишает его длительности, выхолащивает его как изнутри определяемый процесс, может привести к остановке личностного роста, утрате идентичности. Время выражает «четырехмерную полноту личности... Есть дни нашей жизни более важные, более ответственные и более характерные графически, нежели другие; есть и возрасты более заметные в разных отношениях, чем прочие. И все-таки мы живем сегодня не для завтрашнего дня, а для сегодняшнего, или точнее сказать - и сегодня, и завтра, и послезавтра живем ради цельности, ни одним днем не исчерпываемой, но вместе с тем и всяким днем символически знаменуемой» (П. Флоренский).

Качественные особенности психологического времени служили предметом анализа в работах С. Л. Рубинштейна, сформулировавшего понятия «кажимости» времени как адекватной формы жизни человека и «субъекта жизни» как личности, ответственной за сценарий своей жизни (противоположное - «субъект поступка» - фрагментация идентичности). Каково психологическое содержание, такого образования, как чувство времени? На этот вопрос находим ответ у группы авторов В. Графа, И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. Они считают, что чувство времени является сложной системой актов сознания, возникающей на основе определенной практики использования времени в его организации в повседневной жизнедеятельности. В своей развитой форме чувство времени предполагает осознание связи хода собственной жизни с историческим, социальным временем. Чувство «бытового времени» проявляет себя в определенной способности организовывать и регулировать всю систему индивидуального повседневного поведения в целях более продуктивного использования времени, оно предполагает не упускать в настоящем тех дел, от которых будут зависеть отдаленные действия и поступки, будет зависеть будущее.

С нашей точки зрения, временная и пространственная организация (все вместе - хронотопы) личности являются элементами структуры личности (основа самоорганизации).

Психологами установлено, что только личностный смысл способен пронизывать время, уплотнять его, если этого не происходит, время превращается в «дурную бесконечность», лишенную смыслов и самосознания, что воплощается в кризисах идентичности. Не подкрепленную сознанием идею идентичности можно рассматривать бесконечно, если к тому же она не преломлена через личностные смыслы - она бессильна.

Если воспользоваться определением смысла, данным А. А. Брудным, согласно которому смысл - «это такое отражение действительности в сознании, которое может изменить действительность», то возникают очевидные и бесспорные параллели со способами личностного и жизненного самоопределения и появляется возможность для переживания своей неповторимости и уникальности бытия, т. е. идентичности.

Как может рассматриваться процесс достижения идентичности, самоопределения и самоорганизации поведения, преломленный сознанием, изменениями смысла, ценностей? В теории установки (Д. Н. Узнадзе) этот процесс объясняется воздействием сознания на поведение. Нас интересует не абстрактное поведение человека, а его жизнедеятельность, временные аспекты его жизни, взаимосвязь событий, которые подчиняются логике данной реальности. Условия «данной реальности» определяют направленность человека, последняя представляет собой мотивационно-смысловую структуру деятельности, которая вбирает в себя программу деятельности, отношение будущих действий и операций, жизненный план. В составе жизненного плана различаются два типа целей: идеальные (конечные) и реальные, конкретные. Конечные цели представляют собой идеалы, понимаемые как ценности, эти Цели стабильны. Реальные же цели характеризуются конкретностью и досягаемостью, они могут изменяться в зависимости от успехов и неудач. Таким образом, обнаруживается связь жизненного плана с ценностями.

Ценности, в свою очередь, связаны с представлением о смысле жизни, которое является одновременно и основанием развития личности, и его результатом. С нашей точки зрения, Ценности выступают еще одним элементом структуры идентичности (основа образа Я), определяя существование в мире смыслов как существование на собственно личностном уровне. Они играют ведущую роль в процессе формирования личности, т.к. на их основе создаются эталон, образ будущего.

Ценность принципиально вне времени: задавая человеку представление о будущем, она не соотносит его с временной осью, с хронологией, ибо это иная размерность - размерность «смыслового будущего» (М. М. Бахтин). Временное будущее, более или менее точное планирование и хронотопирование своей жизни во времени и пространстве, по-видимому, появляется на уровне социального самоопределения и самоорганизации. В дальнейшем эти два вида представлений о будущем сосуществуют, выполняя различные функции: смысловое будущее на основе присвоения ценностей и смыслов - функцию смыслообразования, временное будущее на основе хронотопов ~ регулятивную функцию (Б. В. Зейгарник).

Уже на первых этапах профессионального самоопределения встает вопрос, какой образ профессии сложился (или складывается) у человека и как он меняется в последующем. Понятие «образ профессии» используется как аргумент в решении тех или иных вопросов, однако исследователи вкладывают в него далеко не однозначный смысл. Традиционно определяют понятие «образ» как все накопленные и организованные знания организма о себе самом и о мире (нас интересует мир профессий), в котором он существует. В данном случае под образом понимается нечто большее, чем картина. Имеется в виду тот вид представления, который включает все, что приобрел субъект, организованное при помощи тех понятий, образов или отношений, которые он смог выработать. Как видно из этих определений, понятие «образ» тесно связано с понятием «представление». В результате чего остановимся на следующем определении: образ профессии - это представление человека о выбранной профессии и его отношение к ней.

Можно сказать, что человек нашел свое место (может быть, только на время), когда он представляет, где и кем он будет работать, что от него требуется. Если человек знает, что он будет делать, какие функции будет выполнять в своей профессиональной жизни, значит, можно предположить, что у него сформирован определенный образ профессии.

Если говорить о соотношении образа и плана, то исследователи приходят к выводу, что план может стать частью образа, а образы могут составлять часть плана. Термин «план» используется чаще всего для обозначения грубого наброска какой-то последовательности действий во времени.

Профессиональный жизненный план по Климову Е. А. - это сложный образ, структура, «конструкция» которого должна состоять из более или менее ясных знаний о следующих обстоятельствах.

1. Главная цель.
2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных
целей.
3. Пути и средства достижения жизненных ближайших
целей.
4. Внешние условия достижения целей.
5. Внутренние условия.
6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей для реализации основных вариантов.

Планы у людей различны: они могут быть смутными, отрывочными или полными, ясными, устойчивыми или изменчивыми, гибкими или косными, реалистичными или фантастическими; отдельные части плана могут быть согласованными или несогласованными или даже практически несовместимыми друг с другом, противоречивыми. Профессиональный личный план, который является регулятором жизненного поведения человека, в идеале должен иметь полную структуру. На основе определенного образа профессии, образа своей профессиональной деятельности человек планирует свое профессиональное будущее. Это, в свою очередь, влияет на характер профессиональных ожиданий, эмоциональную привлекательность и устойчивость профессиональных намерений.

Источник: 
Шнейдер Л.Б., Пособие по психологическому консультированию