Агрессивность

Проблема агрессивности и агрессивного поведения человека все больше и больше привлекает внимание исследователей самых разных специальностей: психологов, психиатров, социологов, философов, криминологов, — отражая социальные запросы общества, испытывающего на себе все более заметное воздействие насилия и жестокости. «Насилие стало характерной приметой нашего времени и пронизывает все сферы жизни», — пишет Ю. М. Антонян, имея в виду так называемое «горизонтальное» насилие людьми друг над другом в их повседневном общении.

В изучении такого рода насилия особое значение уделяется анализу индивидуального агрессивного поведения человека, функционирующего в тех или иных социальных условиях. В рамках изучения индивидуальной агрессии складываются два основных направления исследований: первое касается феномена аутоагрессии, преимущественно представленной изучением суицидального поведения, второе в большей степени посвящено гетероагрессивному поведению человека.

При исследовании гетероагрессивного поведения индивида акцентируется роль внешних (ситуационных) и внутренних (личностных) факторов, при которых агрессивные действия становятся возможными. Так, показано влияние на агрессивное поведение человека алкоголизма, наркоманий, избытка оружия у населения и других внешних факторов. Изучение личностных факторов агрессии связано преимущественно с описанием тех или иных психических аномалий, сопутствующих агрессивному поведению. Большая часть подобных работ имеет, как правило, судебно-психиатрическую направленность и оценивает личность агрессивного индивида, в частности преступника, с точки наличия и выраженности у него психопатологической симптоматики.

Наряду с этим в психологической литературе вводится понятие агрессивности как устойчивой личностной черты, выражающей склонность к агрессивному поведению. Термин «агрессивность» используется достаточно широко и несет в себе не только социально-негативный, но в ряде случаев и социально-позитивный смысл.

Будучи включенным в ту или иную структуру личности, в зависимости от целостного «психического контекста», от структурно-функциональных взаимосвязей с другими компонентами личности, свойство агрессивности приобретает различное значение и имеет разную реализацию, формируя в одном случае социально-позитивное, динамичное, целенаправленное поведение, способствующее сохранению целостности и автономности личности, ее активности в установлении социальных контактов, поддержании определенной структуры и иерархии доми-нантно-субординантных отношений, и трансформируясь в другом случае в делинквентное или криминальное поведение.

Агрессия может быть конструктивной (прямое, открытое проявление агрессии в социально приемлемой форме либо с социально позитивным результатом), деструктивной (прямое, открытое проявление агрессии в социально неприемлемой форме либо с социально негативным результатом — криминальное, или делинквентное, поведение) и дефицитарной (подавленная, нереализованная, с дефицитом соответствующих поведенческих навыков).

Анализ данных литературы позволяет выделить в структуре свойства агрессивности составляющие его компоненты, которые ассоциируются с познавательными, эмоциональными и волевыми психическими процессами, то есть находятся по отношению, к агрессивности в субординационной зависимости. Формирование свойства агрессивности основывается на определенной организации перцептивных и мыслительных процессов: агрессивный человек специфическим образом воспринимает и интерпретирует внешнюю действительность. Широкий круг ситуаций, в том числе нейтральных по своему смысловому содержанию, ощущается им как' функционально равнозначный и побуждающий к агрессии (Berkowitz L., 1962; Kosewski М., 1977). Компонентом свойства агрессивности является и эмоция гнева, которая в ряде случаев служит мотивом агрессивного поведения (Berkowitz L., 1962). Волевые процессы выступают в качестве регуляторов проявления агрессивности в поведении (Чеснокова И. И., 1977; Кржечков-ский А. Ю., 1991).

Свойство агрессивности, по данным исследователей, взаимосвязано с другими свойствами и структурами личности: переживанием тревоги (Аммон Г., 1995; Анто-нян Ю. М., Гульдан В. В., 1991), локусом контроля (Den-gerink Н. A., O'Leary М. R., Kasner К. Н., 1975), уровнем развития эмпатии (Петровский А. В., Ярошевский М. Г., 1998), ценностными ориентациями, лидерскими чертами (Фромм Э., 1994), самооценкой (Эйдемиллер Э. Г., Кулаков С. А., Черемисин О. В., 1991). Эти взаимосвязи будут рассмотрены в дальнейшем на моделях различных групп больных и здоровых.

При анализе субординационных взаимосвязей свойства агрессивности с психическими процессами и состояниями на уровне когнитивных, эмоциональных и волевых процессов и состояний могут быть выделены две группы факторов — сдерживающих агрессию и стимулирующих агрессию.

К факторам, сдерживающим агрессию,
• на когнитивном уровне относится адекватное отражение реальности;
• на эмоциональном уровне:
1) выраженность эмпатии;
2) повышенный уровень тревоги;
3) наличие чувства вины;
• на уровне волевых процессов — развитый контроль над эмоциями и поведением в целом.
К факторам, стимулирующим агрессию,
• на когнитивном уровне относится нарушение адекватности в отражении и'оценке реальности (ожидание угрозы, нападения, проективное искажение ситуации);
• на эмоциональном уровне:
1) снижение эмпатии, эмоциональная «холодность»;
2) выраженность эмоции гнева;
• на уровне волевых процессов — снижение контроля над эмоциями и поведением в целом, проявляющееся в импульсивности и взрывчатости.
Импульсивность при этом определяется как непосредственная, в обход контролирующей функции сознания, реализация эмоций в поведении. Термин «взрывчатость» (эксплозивность) акцентирует пароксизмальный характер эмоциональных реакций.

Таким образом, структурно-функциональными компонентами свойства' агрессивности, по данным литературы, могут служить эмоциональные, когнитивные (в том числе перцептивные), волевые процессы, находящиеся с этим свойством в субординационных отношениях. С другой стороны, в координационных отношениях со свойством агрессивности находятся мотивационные характеристики, характеристики направленности, особенности ценностных ориентаций, самооценки, уровень интернальности-экстернальности и другие черты, реализуемые в деятельности, то есть в актах агрессии.

Источник: 
Соловьева С.Л., Психотерапия