Проблема агрессивности и агрессивного поведения человека все больше и больше привлекает внимание исследователей самых разных специальностей: психологов, психиатров, социологов, философов, криминологов, — отражая социальные запросы общества, испытывающего на себе все более заметное воздействие насилия и жестокости. «Насилие стало характерной приметой нашего времени и пронизывает все сферы жизни», — пишет Ю. М. Антонян, имея в виду так называемое «горизонтальное» насилие людьми друг над другом в их повседневном общении.
В изучении такого рода насилия особое значение уделяется анализу индивидуального агрессивного поведения человека, функционирующего в тех или иных социальных условиях. В рамках изучения индивидуальной агрессии складываются два основных направления исследований: первое касается феномена аутоагрессии, преимущественно представленной изучением суицидального поведения, второе в большей степени посвящено гетероагрессивному поведению человека.
При исследовании гетероагрессивного поведения индивида акцентируется роль внешних (ситуационных) и внутренних (личностных) факторов, при которых агрессивные действия становятся возможными. Так, показано влияние на агрессивное поведение человека алкоголизма, наркоманий, избытка оружия у населения и других внешних факторов. Изучение личностных факторов агрессии связано преимущественно с описанием тех или иных психических аномалий, сопутствующих агрессивному поведению. Большая часть подобных работ имеет, как правило, судебно-психиатрическую направленность и оценивает личность агрессивного индивида, в частности преступника, с точки наличия и выраженности у него психопатологической симптоматики.
Наряду с этим в психологической литературе вводится понятие агрессивности как устойчивой личностной черты, выражающей склонность к агрессивному поведению. Термин «агрессивность» используется достаточно широко и несет в себе не только социально-негативный, но в ряде случаев и социально-позитивный смысл.
Будучи включенным в ту или иную структуру личности, в зависимости от целостного «психического контекста», от структурно-функциональных взаимосвязей с другими компонентами личности, свойство агрессивности приобретает различное значение и имеет разную реализацию, формируя в одном случае социально-позитивное, динамичное, целенаправленное поведение, способствующее сохранению целостности и автономности личности, ее активности в установлении социальных контактов, поддержании определенной структуры и иерархии доминантно-субординантных отношений, и трансформируясь в другом случае в делинквентное или криминальное поведение.
Агрессивность может быть:
- конструктивной (прямое, открытое проявление агрессии в социально приемлемой форме либо с социально позитивным результатом),
- деструктивной (прямое, открытое проявление агрессии в социально неприемлемой форме либо с социально негативным результатом — криминальное, или делинквентное, поведение),
- дефицитарной (подавленная, нереализованная, с дефицитом соответствующих поведенческих навыков).
Анализ данных литературы позволяет выделить в структуре свойства агрессивности составляющие его компоненты, которые ассоциируются с познавательными, эмоциональными и волевыми психическими процессами, то есть находятся по отношению, к агрессивности в субординационной зависимости. Формирование свойства агрессивности основывается на определенной организации перцептивных и мыслительных процессов: агрессивный человек специфическим образом воспринимает и интерпретирует внешнюю действительность. Широкий круг ситуаций, в том числе нейтральных по своему смысловому содержанию, ощущается им как функционально равнозначный и побуждающий к агрессии. Компонентом свойства агрессивности является и эмоция гнева, которая в ряде случаев служит мотивом агрессивного поведения. Волевые процессы выступают в качестве регуляторов проявления агрессивности в поведении.
Свойство агрессивности, по данным исследователей, взаимосвязано с другими свойствами и структурами личности: переживанием тревоги, локусом контроля, уровнем развития эмпатии, ценностными ориентациями, лидерскими чертами, самооценкой. Эти взаимосвязи будут рассмотрены в дальнейшем на моделях различных групп больных и здоровых.
При анализе субординационных взаимосвязей свойства агрессивности с психическими процессами и состояниями на уровне когнитивных, эмоциональных и волевых процессов и состояний могут быть выделены две группы факторов — сдерживающих агрессию и стимулирующих агрессию.
К факторам, сдерживающим агрессию,
• на когнитивном уровне относится адекватное отражение реальности;
• на эмоциональном уровне:
- выраженность эмпатии;
- повышенный уровень тревоги;
- наличие чувства вины;
• на уровне волевых процессов — развитый контроль над эмоциями и поведением в целом.
К факторам, стимулирующим агрессию,
• на когнитивном уровне относится нарушение адекватности в отражении и'оценке реальности (ожидание угрозы, нападения, проективное искажение ситуации);
• на эмоциональном уровне:
- снижение эмпатии, эмоциональная «холодность»;
- выраженность эмоции гнева;
• на уровне волевых процессов — снижение контроля над эмоциями и поведением в целом, проявляющееся в импульсивности и взрывчатости.
Импульсивность при этом определяется как непосредственная, в обход контролирующей функции сознания, реализация эмоций в поведении. Термин «взрывчатость» (эксплозивность) акцентирует пароксизмальный характер эмоциональных реакций.
Таким образом, структурно-функциональными компонентами свойства' агрессивности, по данным литературы, могут служить:
- эмоциональные,
- когнитивные (в том числе перцептивные),
- волевые процессы, находящиеся с этим свойством в субординационных отношениях.
С другой стороны, в координационных отношениях со свойством агрессивности находятся:
- мотивационные характеристики:
- характеристики направленности,
- особенности ценностных ориентаций,
- самооценки,
- уровень интернальности-экстернальности,
- другие черты, реализуемые в деятельности, то есть в актах агрессии.