Психологическая коррекция

Психологическая коррекция предполагает целенаправленное психологическое воздействие на клиента или пациента для приведения.его психического состояния к норме в случае диагностики у него каких-либо характерологических девиаций или личностных аномалий, а также для освоения им какой-либо деятельности. Психологическая коррекция в клинической психологии осуществляет активное внешнее вмешательство, направленное на приведение в адекватное состояние психики человека, стимулирование его активности, создание душевного комфорта, гармонизацию его отношений с социальным окружением (Менделевич В. Д., 1998).

Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие с целью полноценного развития и функционирования индивида. Термин «психологическая коррекция» получил распространение в начале 70-х годов XX столетия. В этот период психологи стали активно работать в области психотерапии, прежде всего — групповой. Длительные дискуссии о том, может ли психолог заниматься лечебной (психотерапевтической) практикой, носили преимущественно теоретический характер, потому что на деле психологи не только хотели, могли и успешно реализовывали эту возможность, но и были в то время, за счет базового психологического образования, более подготовлены к такого рода деятельности, во всяком случае к работе в качестве групповых психотерапевтов. Но поскольку психотерапия является лечебной практикой, а ею по закону может заниматься только врач, имеющий высшее медицинское образование, то распространение термина «психологическая коррекция» в определенной мере было направлено на преодоление этой ситуации: врач занимается психотерапией, а психолог — психологической коррекцией. Однако вопрос о соотношении понятий «психотерапия» и «психологическая коррекция» остается открытым и сегодня, причем здесь можно указать две основные точки зрения.

Одна из них заключается в признании полной идентичности понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия». Однако при этом не учитывается, что психологическая коррекция как направленное психологическое воздействие реализуется не только в медицине (главным образом — в психопрофилактике и собственно лечении — психотерапии), но и в других сферах человеческой практики, например, в педагогике. Даже обычное, обыденное человеческое общение может содержать в большей или меньшей степени целенаправленно используемую психологическую коррекцию.

Другая точка зрения основана на том, что психологическая коррекция преимущественно призвана решать задачи психопрофилактики на всех ее этапах, в том числе при осуществлении вторичной и третичной профилактики.

Однако такое жесткое ограничение сферы применения в медицине психологической коррекции представляется в определенной мере искусственным.

Во-первых, если подобное ограничение кажется вполне убедительным в отношении соматических заболеваний, то в области неврозов, например, полностью развести понятия «психологическая коррекция» и «психотерапия», «лечение» и «профилактика» не удается, так как невроз — это заболевание динамическое, при котором не всегда можно отделить состояние предболезни от собственно болезни, а сам процесс лечения в значительной степени включает в себя и вторичную профилактику.

Во-вторых, в настоящее время в системе восстановительного лечения различных заболеваний все шире реализуется комплексный подход, учитывающий наличие в этиопатогенезе биологического, психологического и социального факторов, каждый из которых нуждается в лечебных или корригирующих воздействиях, соответствующих его природе. Если психологический фактор при том или ином заболевании выступает как один из этиологических, то его коррекция в значительной степени совпадает с содержанием психотерапии (одного из компонентов лечебного процесса). Определить общую схему соотношения психологической коррекции и психотерапии вне конкретной нозологии практически невозможно. Значение психологического фактора в этиопатогенезе того или иного заболевания определяет направленность психологической коррекции на решение собственно лечебных (психотерапевтических) задач и позволяет рассматривать методы психологической коррекции как методы психотерапии. Таким образом, задачи психологической коррекции могут существенно варьировать от направленности на вторичную и третичную профилактику основного заболевания и первичную профилактику возникающих последствий вторичных невротических расстройств при соматической патологии до практически полной идентичности задачам психотерапии при неврозах.

На вопрос об обоснованности использования понятия «психологическая коррекция» наряду с понятием «психологическое вмешательство» ответить однозначно довольно трудно. Их сопоставление обнаруживает очевидное сходство. И психологическая коррекция, и психологическое вмешательство понимаются как целенаправленное психологическое воздействие. Они реализуются в разных областях человеческой практики и осуществляются психологическими средствами. Психологическая коррекция в медицине может быть направлена на решение задач профилактики, лечения (психотерапия) и реабилитации. Психологические вмешательства в медицине (клинико-психологические вмешательства) тоже занимаются профилактикой, лечением и реабилитацией. И психологическая коррекция, и психологическое вмешательство, используемые с целью лечения, выполняют психотерапевтическую функцию. Очевидно, что по существу эти понятия совпадают. Возможно, наиболее точным и адекватным был бы термин «психологическое вмешательство с целью психологической коррекции», однако это слишком громоздко. В отечественной литературе более распространен термин «психологическая коррекция», а в зарубежной — «психологическое вмешательство».

Темы: Психокоррекция
Источник: Соловьева С.Л., Психотерапия
Материалы по теме
Принципы психологического консультирования
Шнейдер Л.Б., Пособие по психологическому консультированию
Психологическая помощь беременным женщинам
Титаренко Т.М., Испытание кризисом
Семейное консультирование супружеских пар, ожидающих появления первенца
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Психологическая помощь
...
Задачи оказания психологической помощи семье
Монина Г.Б., Психология управления персоналом
Системный семейный подход в работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Виды психокоррекции
Истратова О.Н., Справочник по групповой психокоррекции
Эзотерические техники психокоррекции
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Оставить комментарий