Массовая коммуникация как форма опосредствованного общения

Особенности межличностного общения в значительной степени определяются эмоциональным контекстом взаимодействия людей. Этот контекст включает в себя все виды эмоциональных проявлений, а именно аффекты, эмоции, чувства. Интенсивность этих проявлений может быть различной и зависит от специфики межличностных взаимоотношений. Е.Я.Мелибруда пишет: «Основой существования любой системы межличностных отношений являются различные действия, связанные с обменом информацией между индивидами» (1986, с.86). Для осуществления межличностного общения, как и любой другой формы общения, важно наличие возможности для передачи, приема и обработки информации. «Поэтому эффективность и успешность коммуникаций в рамках данной семьи, группы или института является одной из важнейших особенностей системы, влияющей на характер межличностных отношений» (там же, с.89). Автор выделяет четыре важнейших требования к межличностной коммуникации (в данном случае коммуникацию, по-видимому, следует понимать как общение): 1) передаваемая информация должна быть по возможности однозначной; 2) информацию следует передавать соответствующим людям; 3) не следует скрывать или как-то урезать важнейшую информацию с целью избежать дискомфорта или тревоги в рамках системы; 4) надо стараться как можно больше узнать о том, как другие понимают наши поступки, как реагируют на наше поведение.

Степень опосредствования в общении может быть измерена количеством ступеней социальной дистанции, через которые проходит сообщение, оставаясь тождественным самому себе. «В одних случаях социальная опосредованность минимальна, сообщение передается, так сказать, из Уст в уста — так происходит при межличностном общении, где возникает «прямой информационный контакт». В других она максимальная, как, Например, в радио и телевидении: здесь текст, прежде чем дойти до слушателя или зрителя, проходит бесконечное число промежуточных ступенеЙ, где он либо претерпевает структурные изменения (редактирование), либо меняет характер материальной реализации («озвучивание» текста Диктором, передача звучащей речи в эфир, прием радиопередачи из эфира радиоприемником), либо меняет свои количественные характеристики (печатание тиража газеты); но в содержательном плане он всюду остался тождественным самому себе» (там же, с.31).

Важно отметить, что использование технических средств передачи информации (опосредствование) придает общению качественно новый характер — превращает его в массовое. «Именно общение больших социальных групп и составляет сущность массовой коммуникации. Этим она принципиально отличается от межличностного общения, т.е. от общения между отдельными индивидами, что определяет ярко выраженную социальную направленность, социальную ориентированность массовой коммуникации» (Богомолова, 1988, с.26).

В работе «Массовая коммуникация и общение» Н.Н.Богомолова (1988) выделяет различия опосредствованного и межличностного общения (табл. 2). Указанные в данной таблице особенности встречаются на практике не в чистом виде. Между общением в условиях массовой коммуникации и межличностным общением существует много промежуточных форм (например, разговор по телефону опосредствован техническим устройством, но все же является актом межличностного общения).

В «Философском словаре» под ред. М.М.Розенталя и П.Ф.Юдина (1991) массовая коммуникация (МК) определяется как «процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие, рассредоточенные аудитории». Это определение вьщеляет родовые свойства МК как разновидности общения. Прежде всего, МК — это процесс распространения информации, в каком бы виде она ни предъявлялась (зрительные образы, цифровые сигналы, слова). Принципиально важно, что с помощью МК происходит распространение социальных установок, моральных и правовых норм, устремлений различных слоев общества. Существенно также, что в МК связь между партнерами осуществляется с помощью технических средств (печать, радио, телевидение, кинематограф).

Партнерами по общению в МК являются большие группы людей, как со стороны коммуникатора (организатора коммуникативного процесса), так и со стороны аудитории (у экрана телевизора в «prime time» собирается чуть ли не половина страны, включая младенцев). Это явление представляет центральный предмет социологии, культурологии и социальной психологии (Багиров, 1976, 1978, 1981; Зазыкин и др., 1989, 1996; Копылова, 1977, 1984; Мельникова, 1994; Фирсов, 1977, 1985).

Телевидение как наиболее мощное средство МК выполняет следующие социально-психологические функции в жизни общества.
1. Информирование населения о событиях в мире. Телевидение способно превратить всех в граждан мира и тем самым актуализировать процессы самоидентификации по таким базовым характеристикам, как национальность, религиозная принадлежность и т.д.
2. Формирование группового сознания.
3. Социальный контроль. Телевидение предъявляет образцы поведения «положительных» и «отрицательных» героев и тем самым задает этические и эстетические нормы.
4. Социализация личности. Включенность телевидения в каждодневный быт семьи, в жизненное пространство человека позволяет ему значительным образом влиять на формирование тех или иных черт личности, особенностей поведения.
5. Психотерапия.

На наш взгляд, в разработке теории массовой коммуникации необходимо сочетать элементы анализа как на социологическом, так и на психологическом уровнях, однако недопустимо их смешивать.

Итак, массовая коммуникация является разновидностью человеческого общения, которое играет в развитии личности существенную роль. Телевидение при этом занимает приоритетную позицию среди средств весовой коммуникации в формировании феноменов и стереотипов весового сознания (Юдин, 1976; Ядов, 1988, 1991). В телевизионной коммуникации, как и в любом другом виде опосредствованного общения, можно выделить следующие компоненты: 1) коммуникатор — тот, кто говорит, сообщает информацию; 2) аудитория (реципиенты) — те. кому говорят, сообщают информацию; 3) сообщение — то, что именнс говорят, сама информация.

Однако массовая коммуникация обладает и определенными специфическими особенностями: во-первых, это канал (техническое средство), с помощью которого передается информация; во-вторых, это превращение человеческого общения в массовое (фактически общаются не отдельные люди, а целые социальные группы и общности); в-третьих, общение в условиях массовой коммуникации обязательно носит организованный характер.

Основные особенности массовой коммуникации — это «коллективный» характер коммуникатора и вольное или невольное искажение передаваемой информации. Первая особенность выражается в том, что коммуникатор (сознает он это или нет) объективно выступает как представитель определенной социальной группы или социального слоя общества, а также в том, что в подготовке и передаче сообщения участвует много людей. Для подтверждения второй особенности сошлемся на Р.Р.Гарифуллина (1995), который, называя средства массовой коммуникации особым «окном в мир», утверждает: «Даже если в нем будут работать только порядочные люди, все равно это окно будет искажено. Объективно охватить весь мир невозможно». Это особенно важно помнить: информация, персона, событие, тот или иной факт, будучи показанными по телевизору, воспринимаются зрителем уже в контексте социально одобренной или порицаемой оценки.

Считается, что в структуре телекоммуникации заложены принципы субъект-субъектного взаимодействия, или общения в строгом смысле слова в отличие от коммуникации. В этом случае зритель является не средством, а целью коммуникации. Диалог между коммуникатором и зрителем выглядит следующим образом: в процессе воздействия коммуникатор исполняет свою «партию», представляя себя зрителю как личность, передавая наряду с информацией отношение к ней; «партия» зрителя в диалоге начинается с момента понимания сообщения и продолжается его реакциями на происходящее на экране. Тогда возникает вопрос: как можно учитывать и предсказывать участие зрителя в системе телевизионного общения?

Назовем три закрепленных практикой пути решения этой проблемы. Первый — расширение тематики (чем разнообразнее тематика, тем скорее каждый зритель найдет себе нечто, отвечающее его интересам). Второй — разработка системы действий, обеспечивающих обратную связь от зрителя (например, проведение социологических и психологических исследований аудитории). Третий — совместное создание и развитие комМуникативной среды, единой по отношению к авторам и аудитории. Последний тип телеобщения может быть реализован путем создания в студии атмосферы творческого диалога (беседы ведущего с интересным человеком), за которым зрители могут следить и тем самым соучаствовать в коммуникативной ситуации саморепрезентации жизненного пути или особенностей картины мира человека в жанре документального драматургического действия. Но остается открытым вопрос: не превратит ли телевидение «диалог» в дополнительный способ воздействия?

Источник: 
Матвеева Л.В., Психология телевизионной коммуникации