Райх и сексуальная революция


Жизнь еще одного выдающегося ученика Фрейда Вильгельма Райха (1897—1957) была полна взлетов и падений.

Начинал он у Фрейда и в 1924 г. стал директором семинара по психоаналитической терапии. Но в 1927 г. у него возникли теоретические расхождения с Фрейдом, кроме того, психоаналитики не поддерживали его увлечения марксизмом. Не одобряли его и марксисты за радикальные программы по сексуальному воспитанию. В результате он был исключен и из компартии, и из Интернациональной психоаналитической ассоциации, изгнан из Швеции и Норвегии. С 1937 г. Райх живет в США, где выпускает аппараты с аккумуляторами «оргонной» энергии, которыми пытается лечить не только неврозы, но и рак, астму, эпилепсию и т. д. Когда это лечение в 1954 г. было запрещено, он нарушил запрет, за что был заключен в федеральную тюрьму, где умер в 1957 г.

Ну, а теперь немного о его воззрениях.

Райх считал, что любой характер имеет не только психологические характеристики, которые нуждаются в коррекции, но и соответствующий мышечный панцирь, задерживающий свободное протекание энергии из сердцевины организма на периферию и во внешний мир. Коррекцию характера Райх представлял как восстановление свободного протекания энергии посредством освобождения блоков мускульного панциря. Он считал, что мышечные зажимы искажают естественное чувствование и приводят, в частности, к подавлению сексуальных чувств.

Идеи Райха намного опережали время, его программы удивительно современны:

  1. Свободное использование противозачаточных средств; интенсивное просвещение в области контроля рождаемости.
  2. Отрицание значимости законности брака; свобода развода.
  3. Борьба с венерическими заболеваниями и сексуальными проблемами посредством полного сексуального образования.
  4. Полный отказ от запретов на аборты.
  5. Обучение врачей, учителей всему необходимому для проведения сексуально-гигиенической работы.
  6. Лечение, а не наказание в борьбе с сексуальными преступлениями.

Цель воздействия на нуждающегося в помощи, с точки зрения Райха, должна состоять в освобождении всех блоков тела для достижения оргазма. Райха понимали превратно, из-за чего он подвергался яростным нападкам.

В качестве стратегии воздействия Райх предлагал расслаблять мышечный панцирь, что помогало психоаналитической работе. Постепенно акцент смещался на работу с телом. Райх предлагал пациенту усилить определенный зажим, чтобы лучше осознать его, прочувствовать и выявить эмоцию, которая связана с этой частью тела. Затем он стал работать с зажатыми мышцами, разминая их руками.

Попробуйте поработать с собой таким образом, мой молодой друг. Уверен, что вам станет лучше, когда вы распустите свой мышечный панцирь, который имеет семь защитных сегментов в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза (ср. с семью чакрами индийской йоги). Из-за этих зажимов человек напоминает кольчатого червя, кольца которого друг с другом плохо связаны.

Когда посредством такого воздействия восстанавливается единство организма, возвращаются глубина и искренность, ранее утерянные.

Райх считал, что защитный панцирь создал две ложные интеллектуальные традиции: мистическую религию (вера в экстрасенсов, колдунов, финансовые пирамиды, склонность к азартным играм и пр.) и механическую науку (склонность все делать «по правилам» и стремление к «совершенству», когда человек подгоняет себя под какой-нибудь «образец»).

Как и Фрейд, основным источником всех неприятностей Райх считал подавление естественных инстинктов еще в раннем детстве, которое продолжается в период полового созревания и в течение взрослой жизни.

Семейная жизнь превращается в сплошное страдание, создает невротическую атмосферу для последующего поколения.

Райх был противником всякого подавления:

«То, что живо, — само по себе разумно. Оно становится карикатурой, если ему не дают жить».

Райха напрасно обвиняли в аморальности. Именно запреты создают аморальную ситуацию. «Как стрела, — писал он, — выпущенная из ограничения туго натянутой тетивы, — искание скорого, легкого и ядовитого сексуального удовольствия разрушит человеческое общество».

Райх не требовал каких-то внешних преобразований.

«Все, что нужно, — это продолжать то, что вы всегда делали и хотели делать: делать свою работу, дать возможность детям расти счастливыми, любить своих жен...»

Он отмечал, что если у человека блокировано удовольствие, это ведет к гневу и ярости. С точки зрения Райха, пережить положительные чувства невозможно, пока не произошла разрядка отрицательных эмоций. Современники не вполне могли оценить работы Райха. Но сейчас стало совершенно ясно, что они явились источником для многих современных методов воздействия на человека. Может быть, и вы, мой молодой друг, став психологом, воспользуетесь идеями Райха для развития своей психологической системы.

Ключевые слова: Райх
Источник: Литвак М.Е., Профессия психолог
Материалы по теме
Телесно-ориентированная психотерапия Райха
Федотов А.Ю., Основы индивидуальной и групповой психотерапии
Оставить комментарий