Ситуационный подход в управлении

Основоположником ситуационного подхода является Фидлер. Он считал, что поскольку руководитель изменить себя и свой стиль управления не способен, следовательно, его нужно помещать в те условия, где он сможет лучшим образом себя проявить.

В условиях, когда задачи управления четко сформулированы, то должностные полномочия значительны, и отношения с подчиненными становятся благоприятными. Если условия менее благоприятны, руководителю, по мнению Фидлера, лучше использовать инструментальный стиль.

Инструментальный стиль руководства направлен на поддержание человеческих отношений и подходит в умеренно благоприятных ситуациях, когда нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными. В такой ситуации использование данного стиля расширит возможности руководителя и сделает его более влиятельным.

Вариант ситуационного подхода  – модель «путь – цель», созданная Митчелом и Хаусом.

Особенность модели:  руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации, воздействовать на пути достижения этих целей, следовательно, основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага получат подчиненные, если будут хорошо работать.

Еще одним примером ситуационного подхода является теория жизненного цикла, разработанная Херсли и Бланшаром. Она основывается на использовании руководителем односторонней коммуникации при объяснении того, что и как подчиненный обязан сделать и антропоцентрического поведения (в каком пределе руководитель использует двухсторонюю коммуникацию при оказании социо-эмоциональной поддержки).

В соответствии с этим выделяют четыре основные стиля руководства.

  1. Приказывающий – односторонняя коммуникация, основанная на указаниях сотрудникам, что и как им необходимо выполнять.
  2. Продающий – стремится путем двухсторонней связи и социо-эмоциональной поддержки заставить подчиненных психологически «закупать» те решения, которые они должны сделать.
  3. Участвующий – руководитель и подчиненные участвуют в процессе принятия решений через двусторонюю коммуникацию.
  4. Делегирующий – руководитель делегирует свои полномочия, поскольку уровень подготовки подчиненных достаточно высокий.

Врум и Иеттон выделяют пять стилей руководства.

  1. Руководитель сам принимает решения.
  2. Руководитель высказывает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решения.
  3. Руководитель обозначает проблему подчиненным, обобщает изложенные ими мнения и с их учетом принимает собственное решение.
  4. Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему, и в результате вырабатывается общее мнение по данному вопросу.
  5. Руководитель постоянно сотрудничает с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее независимо от того, кто его автор.

Основные критерии при выборе стиля руководства:

  • вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку;
  • структурированность проблемы;
  • наличие информации и опыта у подчиненных;
  • уровень требований, предъявляемых к решению;
  • причастность подчиненных к делам организации;
  • заинтересованность исполнителей;
  • вероятность возникновения конфликтов в результате принятия решений.
Ключевые слова: Управление
Источник: Замедлина Е.А., Жулина Е.Г., Шпаргалка по основам менеджмента
Материалы по теме
Управление как социальный феномен
Урбанович А. А. Психология управления
Экономические методы управления
Замедлина Е.А., Жулина Е.Г., Шпаргалка по основам менеджмента
Коллективное управление
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Ранний менеджмент
Менеджмент. Учебное пособие
Модели принятия решений
Авдулова Т.П., Психология менеджмента: Учеб. пособие для студ. сред, проф. учеб. заведений...
Зарубежные модели менеджмента
Основы менеджмента., Семенов Набоков., 2008
Общие подходы в теории управления
Психология менеджмента. Карпов. 2005
Методы оптимизации управленческих решений
Фатхутдинов Р.А. - Разработка управленческого решения
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий