Перспективы менеджмента в России

Изучение новейших особенностей управления компанией имеет первостепенное значение в России, в условиях все более обретающей реальные контуры рыночной экономики. Развитие рыночной концепции хозяйствования происходит у нас с учетом множества трудностей, которые являются специфическими для современного состояния российской экономики. Это проистекает во многом из-за сбоев экономической политики в стране. Очевидно, что в обстановке повышенной неопределенности руководству предприятия функционировать гораздо сложнее, нежели в условиях обычного развитого рыночного хозяйства. Многие хозяйственные акции у нас могут быть признаны просто незаконными, что резко увеличивает степень риска. Парадокс сегодняшней жизни заключается в том, что порой невозможно реально планировать, реализовывать оптимальные и конкретные ситуации, управленческие решения, которые естественны в условиях открытого рынка, но могут не понравиться любому чиновнику на уровне района, не говоря уже о более высоких инстанциях.

Для современного менеджмента, уровень которого неуклонно повышается и в России, характерны:
• стабильное стремление к повышению эффективности производства и бизнеса в целом;
• широкая хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решения тем, кто несет ответственность за конечные результаты функционирования фирмы или ее подразделений на рынке;
• постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды;
• ориентация на достижение оптимальными способами запланированного конечного результата деятельности фирмы;
• формирование и использование широкой информационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений;
• изменение функций планирования с предпочтением планирования перспективного;
• системный подход к улучшению деятельности фирмы;
• широкое использование новых информационных технологий;
• вовлечение всех сотрудников в управленческий процесс;
• проактивный стиль управления на основе предвидения изменений и принятия гибких решений;
• опора на инновации;
• глубокий экономический анализ каждого управленческого решения;
• способность управлять рисками;
• возрастание роли маркетинга до ключевой.

Термин «менеджмент» — аналог термина «управление», хотя последний намного шире, поскольку применяется к самым разным видам человеческой деятельности. Можно предложить такое определение: менеджмент — вид профессиональной деятельности, направленной на достижение фирмой, работающей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением адекватных принципов, функций и методов экономического механизма.

Важнейшими функциями менеджмента на перспективу являются маркетинг и инновации.

Специфические условия хозяйственной деятельности в России ставят перед отечественными менеджерами особые задачи:
1) обеспечить жизнеспособность своего предприятия в условиях возрастающей конкуренции, несмотря на любые изменения рынка;
2) максимизировать прибыль в конкретных условиях рынка;
3) осуществить программу развития коллектива фирмы, включая решение его социальных проблем;
4) совершенствовать работу компании на основе внедрения новых форм ведения бизнеса, применения современных методов управления. Заблаговременно готовить нововведения, улучшать структуру и функции предприятия;
5) уметь в разумных пределах идти на риск и исключать его воздействие на рыночное положение фирмы.

В мире бизнеса инновации осуществляются посредством реализации инновационных проектов. Принято считать, что инновационный проект занимает промежуток времени от выдвижения идеи (продукта, услуги, технологии) до выведения нового продукта на рынок. На известной S-образной кривой, характеризующей жизненный цикл товара, инновационному проекту принято отводить начальный участок, деятельность на котором часто предполагает проведение исследований и разработок.

Серьезные задачи стоят перед российским бизнесом в части развития его правовой основы. Несогласованность федеральных и местных законов нередко ставит предприятия в сложное положение и даже приводит к банкротству.

Особая проблема для нашего менеджера — создание новой дис циплины, нового отношения к труду (достаточно вспомнить феномен бывшей ГДР, которая, несмотря на значительные финансовые «вли вания» и относительно небольшой срок пребывания в социалистичес ком блоке, все еще далека от своих бывших западных соседей по про изводительности труда).

Предлагается семь стратегий организационных преобразований, составляющих суть организационной демократии, являющейся, по мысли авторов, концом эпохи шаблонных решений и альтернативой менеджменту.
Стратегия 1: сформируйте содержание ценностей, этических вопросов, целостности.
Стратегия 2: сформируйте живую, эволюционирующую сеть ассоциаций.
Стратегия 3: сделайте лидерство связующим звеном, обеспечьте его проникновение во все организационные сферы.
Стратегия 4: сформируйте самоуправляемые команды с инновационным мышлением.
Стратегия 5: внедрите упрощенные открытые процедуры и процессы, облегчающие совместную деятельность.
Стратегия 6: создайте комплексную, самокорректирующуюся систему.
Стратегия 7: осуществите стратегическую интеграцию, трансформирование самого способа изменений.

Предполагается, что реализация упомянутых стратегий сделает организацию более демократичной, самоуправляемой и придерживающейся принципов сотрудничества. Все это должно, по мысли авторов, обеспечить процесс трансформации самой сути организации, имеющий революционное значение. Рассмотрим последствия становления организационной демократии.

Последствия демократических изменений, влияющих на общество и политику. Процесс демократизации организаций дает право надеяться, что будет обеспечено более высокое качество условий труда для всех категорий сотрудников, что будет создано более интегрированное, демократичное, равноправное общество, претворены наконец в жизнь те обещания, которые были даны в Афинах еще 2,5 тысячи лет назад.

Ответственность перед обществом и организацией. Со сменой парадигмы труда должны смениться особенности, определяющие организацию, а вслед за ними и ответственность за социальные последствия решений и за формулирование организационных ценностей. Эти ценности должны признавать приоритет человеческих нужд над экономической выгодой, необходимость преобразования организации в объединение сотрудничающих сообществ. Нужно придавать социальному вкладу и ответственности перед окружающей средой большее значение, чем задаче достижения конкурентного преимущества. Развитие понимания ответственности в более широком смысле, как ответственности перед всем обществом, а не как простого «пригляда» за своей организацией, командой, семьей, собой лично, имеет самые ошеломляющие результаты, влияющие на всю инфраструктуру, в которой действует организация. К таким эталонам в США, например, относят министерство по развитию строительных работ (WPA ), созданное в период Великой депрессии, Движение корпораций за социальную ответственность и др. Из истории бывшего СССР известна масса аналогичных примеров (определенная часть которых, впрочем, была чистой воды пропагандистским вымыслом).

Ценности, глобализация, пределы применимости экономической выгоды. Глобализация представляет собой процесс экономической экспансии, призванной уничтожить практически любые препятствия на пути конкурентного экономического обмена. В рамках этого процесса вырисовываются ключевые ценности, которые преимущественно состоят из принципов, поддерживающих гонку за экономическое превосходство и безусловное финансовое доминирование. На практике эти ценности превращаются в неконтролируемое стремление наращивать производство, сокращать расходы на оплату труда и защиту окружающей среды, пренебрегать социальными программами и другими приоритетами, хотя они и не ведут к увеличению прибыли. К сожалению, гуманитарные ценности, социальные нужды, экономическая стабильность, защита окружающей среды, искусство и культурные традиции отходят на второй план перед целью максимизации экономического преимущества и генерации прибыли. Чтобы противостоять этой разрушительной силе, необходимо создать такие новые формы экономической организации, которые были бы одновременно основаны на ценностях и на производственной эффективности и могли бы производить высококачественные, конкурентоспособные товары и услуги, не разрушая окружающей среды, не принижая ценности человеческой жизни, не уродуя местные, самобытные культуры. Принципы конкурентной экономики строятся на обладании и делании, тогда как основа таких ценностей, как сотрудничество, демократия и стабильность окружающей среды, состоит в том, чтобы быть или являться. Важно и то и другое, но в условиях глобализации мерилом успеха является, к сожалению, только первое.

Постмодерн в менеджменте. Постмодернистская теория менеджмента отвергает господство каких-либо определенных структур или авторитетов, стирает грани между повседневной жизнью и ее отображениями, отказывается от абсолютизации объективности и универсальности, утверждает права малых структурированных общностей. Следует заметить, что обсуждение этого направления носит в России в основном теоретико-методологический характер, не реализуясь на практике (даже возможности канонического менеджмента используются не более чем наполовину).

Последствия становления организационной демократии. За прошедшие несколько сотен лет капитализм сделал человеческий труд весьма эффективным. В то же время капитализм породил систему менеджмента, которая способствует формированию враждебных отношений между трудом и управлением, ожесточению конкуренции, организационной изолированности, делению людей на владельцев, менеджеров и работников. С ростом производительности труда накопление богатства становится зависимым не только от технологического оснащения, но и от применения принципов сотрудничества, всепроникающего лидерства, самоуправления — другими словами, от организационного самоуправления. Соответственно теряет свое значение и менеджмент. Сочетание независимых децентрализованных услуг, инновации в технологическую сферу, отношения на основе сотрудничества, процессы саморегулирования и принцип самоуправляемости команд доказали высокую эффективность в решении текущих проблем, постепенно делая менеджмент избыточной роскошью. Соответственно контроль над экономикой и политической сферой становится все более демократичным, переходя в руки команд работников и связующих лидеров, которые не просто имеют к работе непосредственное отношение, но чья жизнь напрямую зависит от принимаемых решений.

Рассмотрим проблемы управления в условиях динамичности среды решений. Неопределенность в современном бизнесе может принимать четыре формы — четыре уровня неопределенности.

К числу основных относятся три перечисленные ниже проблемы.
1. Технологии приспособления к динамичной среде посредством установления контроля за экономической средой. Эти технологии включают:
а) кооперацию хозяйственных связей и объединение усилий в производстве, основанные на размывании границ этих связей и границ фирмы. Образование квазифирм;
б) формирование сети обслуживающих структур: финансовых, торговых и прочих фирм (образование обслуживающих отраслей без формирования системы управления на межорганизационном уровне);
в) создание межорганизационных структур управления для реали зации контроля за формированием рынков, образованием промыт ленных отраслей, законодательными инициативами, инвестиционны ми процессами конкурирующих фирм и т.д.

2. Метатехнологии (принятия решений) — технологии управлг ния, направленные на модификацию систем принятия решений по средством их приспособления. При этом корректируется и сама систс ма управления. Первостепенную важность имеют системы принятии оперативно-тактических, финансово-сбытовых, оперативных npoin водственных решений и принятия стратегических решений по продук товым инновациям, системы планирования ликвидности товаров и ни тегрированные планово-контрольные системы принятия решений.

3. Комбинированные технологии, достигающие стратегии приспособления и установления контроля, на основе корректировки систем управления и систем принятия решений в интерактивном режиме.

Источник: 
Корпоративный менеджмент