Устойчивое развитие компаний и улучшение их конкурентоспособности требуют комплексного решения экологических задач. Этот подход предполагает кардинальный переход от борьбы с последствиями вредного воздействия на окружающую среду к предотвращению таких воздействий, минимизации ущерба, вовлечению в переработку ранее накопленных в окружающей среде отходов с использованием экологически безопасных способов.
В расширенном толковании экологический менеджмент есть управление взаимодействием общества и природы на основе использования экономических, административных, социальных, технологических и информационных факторов с целью достижения качества (состояния) природной среды, обеспечивающего возможность устойчивого развития общества и природы.
На уровне компаний экологический менеджмент относится к локальному уровню, однако именно на этом уровне определяются техногенные и антропогенные воздействия на окружающую среду.
Можно сказать, что экологический менеджмент — это экологически безопасное управление современным производством, процессами изменения экологического состояния общества, страны, региона. Концепция экологического менеджмента — это комплекс ключевых положений, определяющих практическую деятельность по управлению экологическими процессами.
Экологический менеджмент призван обеспечить баланс между интересами предпринимательства в целом и отдельных компаний и интересами обеспечения необходимых качеств окружающей среды.
Экологический менеджмент следует рассматривать как неотъемлемую часть общей системы управления компанией. Очевидно, что бесконтрольное использование природных ресурсов приводит к разрушительным для общества экономическим, социальным и экологическим последствиям. Поэтому современные компании должны постоянно реагировать на изменяющиеся требования охраны окружающей среды и обеспечивать непрерывное совершенствование системы экологического менеджмента. Экологический менеджмент регулирует предпринимательскую инициативу и производственно-хозяйственную деятельность, ставя их в зависимость от социально-ориентированного общественного развития и необходимости сохранения и улучшения среды обитания.
Основные задачи экологического менеджмента компании: налаживание экологически безопасных производственных процессов; обеспечение экологической совместимости всех производств компании; достижение оптимальных эколого-экономических соотношений (максимум результата при минимальном ущербе для окружающей среды); предупреждение негативного антропогенного воздействия на природу в процессе производства, потребления или утилизации выпускаемой продукции; превращение экологических ограничений в новые возможности роста производственной деятельности; обновление продукции исходя из социальной ответственности перед потребителями и создание соответствующего благоприятного имиджа в глазах общественности; стимулирование природоохранных инициатив, снижающих издержки или способствующих росту доходов.