Международный менеджмент

Процессы, происходящие в сегодняшней мировой экономике, приводят к динамичным сдвигам в отраслевой и региональной структуре экономики, оценке эффективности, быстрым изменениям конкурентных условий рынка. Это требует от участников бизнеса активных действий — от уровня менеджмента компаний до национальных правительств и международных организаций.

Как и национальные правительства, бизнес-предприятия на микроуровне стремятся одновременно реализовать две функции корпоративного менеджмента:
• наступательную, которая отражает ориентацию на расширение, рост, завоевание новых позиций, агрессивную конкурентную борьбу, связанную с развитием, устремленным в будущее;
• защитную, которая связана с сохранением достигнутых рубежей и направлена на удержание стратегической позиции путем оборонительных действий, включая конкурентную борьбу за сохранение статуса-кво.

В открытой конкурентной экономике при активной роли внешнеэкономической деятельности защитная функция менеджмента фирмы время от времени может иметь доминирующий краткосрочный приоритет. Это может означать, например, временное нежелание компании участвовать в экспортно-импортных операциях, совместном предпринимательстве или же ходатайство перед правительством о введении протекционистских мер с целью краткосрочной защиты от агрессивных действий зарубежных конкурентов на российском рынке. Долгосрочная же ориентация фирмы на оборону и стремление изолировать себя на внутреннем рынке в ущерб наступательному развитию скорее всего не принесет систематического успеха: если фирма стоит на месте, в то время как конкуренты движутся вперед, то через какое-то время наступит отставание и в конце концов сдача стратегических позиций.

Предпосылки к выходу компаний на внешний рынок определяются самыми разнообразными обстоятельствами: от доминирующих в стране культурно-религиозных норм до законодательства, географического расположения и экономического размера компании.

После того как необходимость выхода на внешний рынок определена как составная часть общей стратегии компании, следующая ступень этого процесса заключается в выборе оптимальной альтернативы входной стратегии. В зависимости от конкретных обстоятельств этот выбор определяется самыми различными факторами: от наличия у компании уникального продукта, защищенного патентами, до имеющихся опыта ведения зарубежных операций и финансовых средств на освоение нового зарубежного рынка. Каждой из альтернативных внешнеэкономических стратегий внедрения свойственны свои достоинства, недостатки и ограничения, баланс которых имеет различную стратегическою привлекательность в зависимости от конкретных обстоятельств и долгосрочности временного горизонта.

Глобализация мировой экономики оказывает возрастающее воздействие на российский международный менеджмент. Сформированная система побудительных мотивов создает предпосылки и для осуществления стратегии выхода отечественных компаний на внешний рынок.

Характер и стратегия компании обусловливают выбор организационной структуры, которая может быть сформирована по географическому, функциональному или продуктовому признаку. Возможные организационные конфликты при выборе любой из структур могут быть исключены при использовании так называемых децентрализованных коммуникационных сетей.

Источник: 
Корпоративный менеджмент