Количественные методы в менеджменте

Вторая мировая война послужила катализатором дальнейшего ускоренного развития теории и практики управления. Чрезвычайно сложные проблемы поддержания благосостояния всего мира побуждали ученых и менеджеров к дальнейшим изысканиям, внедрению более сложных методов руководства. Впоследствии результаты деятельности этих групп послужили фундаментом новых концепций, объединенных понятием «научный менеджмент» и включающих ряд новых научных направлений.

В большинстве крупных современных компаний имеются подраз деления, широко использующие в своей практике научные подходы для решения задач, допускающих применение метода количественно го анализа. Когда для минимизации издержек хранения запасов в сети универмагов используются компьютерные модели, это означает, что торговая компания применяет количественный подход к менеджменту. Аналогичное утверждение справедливо и в отношении компании, в которой с целью ускорения разработки новых систем связи внедрена система сетевого планирования и управления.

Итак, менеджмент стал рассматриваться как наука. Среди его направлений следует отметить: операционный менеджмент (исследование операций), управленческие информационные системы, теорию массового обслуживания, теорию систем, ситуационный подход, управление знаниями.

Операционный менеджмент — концепция менеджмента, непосредственно связанная с процессами и технологиями производства товаров и услуг. Для решения производственных задач специалисты по операционному менеджменту широко используют математические методы, прежде всего методы исследования операций, прогнозирование, моделирование, в том числе запасов, линейное и нелинейное программирование, теорию массового обслуживания, анализ безубыточности.

Управленческие информационные системы — относительно новая область менеджмента, призванная своевременно и эффективно (с точки зрения затрат) обеспечивать менеджеров необходимыми им данными и сведениями. Полномасштабное развитие управленческих информационных систем связано с прогрессом вычислительной техники и средств передачи данных; потенциал этого направления только предстоит раскрыть.

Теория массового обслуживания предполагает использование ма тематического аппарата для минимизации времени ожидания клиентов в очередях. Она применяется, например, для анализа движения автотранспорта, расчета числа пунктов оплаты проезда на платных дорогах, формирования системы так называемой единой очереди, широко применяемой в банках, и многих других задач.

Теория систем имеет в своей основе концепцию, согласно которой иргапизации рассматриваются как открытые системы, характеризующиеся энтропией, синергизмом и взаимозависимостью подсистем. В соответствии с этой теорией деятельность организации описывается в терминах входящих ресурсов, процесса трансформации, выходящих ресурсов, обратной связи и внешней среды.

Ситуационный подход объединяет две альтернативные по сути идеи менеджмента: универсальности и исключительности действующих концепций, дополняя принципы гуманистического менеджмента. Его приверженцы придерживаются мнения о том, что успешное решение возникающих в организациях проблем зависит от способности менеджеров идентифицировать основные характеристики сложившиейся ситуации. В соответствии с ситуационными воззрениями действенные в определенных обстоятельствах методы отнюдь не обязательно дают столь же высокие результаты в других условиях. Соответственно задача менеджеров состоит в идентификации факторов, определяющих конкретную ситуацию. Знание менеджерами наиболее важных элементов своих организаций позволяет им выработать наиболее адекватные обстоятельствам решения. К числу важнейших ситуационных факторов относят такие, как отрасль, производственные технологии, культура страны.

Концепция управления знаниями рассматривается обычно совместно с положениями обучающейся организации. Обучающаяся организация отличается, в частности, вниманием к качеству всех процессов и постоянными усовершенствованиями. Она характеризуется стремлением к развитию мощной корпоративной культуры и видением будущего, практикой наделения властью, плоской структурой управления, командной работой и свободным обменом информацией. Такие характеристики позволяют организации непрерывно усваивать новые знания как на уровне отдельных работников, так и на уровне Компании в целом, добиваясь непрерывных улучшений. Следует иметь в виду, что обучающаяся организация не является моделью или Программой: речь идет о философии, проникающей во все сферы организационной жизни.

Источник: 
Корпоративный менеджмент