Психологические особенности раннего возраста

В структуре раннего возраста выделяют период новорожденности от 0 до 2-2,5 месяцев (у среднеазиатских народов его называют периодом чилля), младенческий период от 2 месяцев до 1 года и собственно ранний возраст от 1 до 3 лет.

Ранний возраст от 0 до 3 лет - период, который больше других привлекает внимание теоретиков. Это период, когда живой комочек, новорожденный, зримо превращается в человека. И, кажется, легко можно доказать, как он превращается. 3. Фрейд видит главное в факте грудного вскармливания: младенец сосет грудь матери и тем самым пробуждает либидо и всю бессознательную сферу как основу личности. Э. Эриксон считает важным также отношение матери к ребенку - строгости или вольности в пеленании, режиме кормления и приучении к опрятности, что соответственно определяет у будущей личности организованность, уважение к закону или безответственность. Преувеличенное внимание к раннему детству вызвало даже термин «пеленочная личность».

Психологи бихевиористского направления обнаруживают у младенцев формы индивидуального самообучения на основе классических условных рефлексов и оперантного обусловливания. Ж. Пиаже выделяет действия ребенка как основу формирующегося интеллекта. Л. С. Выготский подчеркивает беспомощность младенца, зависимость от взрослого, который придает символический смысл всему, что видит и что делает ребенок, и тем самым формирует знаковое сознание - основу личности.

Неудивительно, что собран большой фактический материал о психологии раннего возраста и развитии в раннем возрасте.

Темы: Дети
Источник: Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Материалы по теме
Ношение малыша на руках как «любовь в ручном эквиваленте»
Ильин Е. П., Психология любви. — СПб.: Питер, 2013. — 336 с.: ил.
Социальная запущенность детей
Алмазов Б.Н., Психология проблемного детства
Несоциализированное и Социализированное расстройство поведения у детей (F91.1/F91.2)
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Реабилитация психически больных детей и подростков
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Развитие концентрации внимания у младших школьников
Дубровина И.В., Младший школьник
Память у детей с задержкой психического развития
Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-...
Два метода исследования детского мышления
Обухова Л.Ф., Этапы развития детского мышления
Детский онанизм (мастурбация)
Г.Г. Шанько. Неврозы у детей - Минск.: Харвест, 2007
Оставить комментарий