Психологические особенности раннего возраста

В структуре раннего возраста выделяют период новорожденности от 0 до 2-2,5 месяцев (у среднеазиатских народов его называют периодом чилля), младенческий период от 2 месяцев до 1 года и собственно ранний возраст от 1 до 3 лет.

Ранний возраст от 0 до 3 лет - период, который больше других привлекает внимание теоретиков. Это период, когда живой комочек, новорожденный, зримо превращается в человека. И, кажется, легко можно доказать, как он превращается. 3. Фрейд видит главное в факте грудного вскармливания: младенец сосет грудь матери и тем самым пробуждает либидо и всю бессознательную сферу как основу личности. Э. Эриксон считает важным также отношение матери к ребенку - строгости или вольности в пеленании, режиме кормления и приучении к опрятности, что соответственно определяет у будущей личности организованность, уважение к закону или безответственность. Преувеличенное внимание к раннему детству вызвало даже термин «пеленочная личность».

Психологи бихевиористского направления обнаруживают у младенцев формы индивидуального самообучения на основе классических условных рефлексов и оперантного обусловливания. Ж. Пиаже выделяет действия ребенка как основу формирующегося интеллекта. Л. С. Выготский подчеркивает беспомощность младенца, зависимость от взрослого, который придает символический смысл всему, что видит и что делает ребенок, и тем самым формирует знаковое сознание - основу личности.

Неудивительно, что собран большой фактический материал о психологии раннего возраста и развитии в раннем возрасте.

Темы: Дети
Источник: Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Материалы по теме
Зависть между детьми в семье
Е. П. Ильин: Психология зависти, враждебности, тщеславия: Питер; Санкт-Петербург; 2014
Детская психотерапия
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Депрессия у детей
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Проблемы детского возраста: злость и слезы
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Травматическая ситуация и психическая травма у детей
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Нарушения школьной адаптации как междисциплинарная проблема
Н. Г Аусканова, И. А. Коробейников: ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У...
Анорексия у детей
Г.Г. Шанько. Неврозы у детей - Минск.: Харвест, 2007
Речь у детей с задержкой психического развития
Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-...
Оставить комментарий