Диалектико-материалистическое понимание развития

Общие законы развития определяет философия. Существует два подхода к пониманию этой проблемы. Первый подход характеризует развитие как количественное накопление (опыта, знаний, навыков). В этом случае ребенок представлен как маленький взрослый, и механизмы поведения детей одинаковы, как это утверждается в психологии бихевиоризма. Второй подход - материалистическая диалектика рассматривает развитие как качественные преобразования. В. И. Ленин в работе «К вопросу о диалектике» подчеркивает, что такой подход позволяет понять «самодвижение» всего сущего, перерывы постепенности, отрицание старого и возникновение нового.

Философской позицией Л. С. Выготского и советской психологии был диалектический материализм. Это позволило им выделить качественное своеобразие каждого возраста, кризисные переходы и новообразования.

Развитие есть качественное изменение объекта или явления, перерыв постепенности и появление новообразований.

Такие изменения происходят во всех аспектах психической деятельности. Наиболее важными направлениями развития являются:
- изменения в познавательной деятельности и психических процессах, «второе рождение» высших психических функций, подчинение их цели, появление самоконтроля в познавательной деятельности, переход от образов к системе понятий;
- изменения в поведении и психологической структуре деятельности, появление замысла, цели, плана, анализа и коррекции результатов, самооценка;
- изменения в свойствах личности, появление иерархии (соподчинения) мотивов, рефлексии, направленности личности, волевой саморегуляции.

Качественные изменения познавательной сферы, деятельности и личностных свойств составляют сущность психического развития.

Что побуждает человека развиваться?

Причиной и источником развития является «присвоение» социально выработанных и востребованных обществом личностных свойств и качеств, способов познания и деятельности. В животном мире существуют наследуемые программы развертывания форм поведения по мере созревания организма. На уровне человека такие программы сведены к минимуму и не определяют развития психики. Причиной развития выступает «социальное наследование» (термин К. Маркса и Ф. Энгельса). Система общественных отношений задает условия развития, ценности и качества, усваиваемые личностью. Дети не наследуют характер родителей, дети наследуют характер эпохи.

Механизм социального наследования Л. С. Выготский, а затем П. Я. Гальперин представили как интерио-ризацию, перенесение вовнутрь воздействий социума. Это было показано на примере постепенного усвоения ребенком знаковых значений жеста и слова.

I - жест есть вначале незаконченное хватание, ребенок тянется к предмету, но не достает его;
II - взрослый осмысливает это движение как указание ребенка на желаемый предмет, как знак;
Ill - затем и ребенок использует движение как знак, указывающий на предмет его внимания.

Такую же метаморфозу претерпевает слово. Вначале
I - это звук, выражающий отношение ребенка к предмету (радуется, пугается);
II - взрослый, замечая эту реакцию, называет предмет;
III - ребенок также называет предмет словом, осмысливает.

Слово, сказанное другим - для другого - для себя, становится средством мышления и саморегуляции.

Интериоризация происходит в совместной деятельности, когда непроизвольной активности ребенка взрослый придает социально выработанный смысл, а затем ребенок действует в соответствии с таким смыслом во внешнем поведении и в умственном плане.

По мере развития ребенка начинают действовать и более сложные формы интериоризации: подражание, идентификация, самовоспитание. Обращает на себя внимание важная деталь в примерах Выготского. В усвоении знаковых значений и жеста, и слова началом служит активность, инициатива самого ребенка, а затем взрослый придает ей символический смысл. Взаимодействие начинается с того, что ребенок пытается что-то сделать, но не может без помощи взрослого. В этом проявляется еще одна закономерность: движущими силами развития являются противоречия:
- между желаемым и возможным;
- между новыми замыслами и старыми формами поведения;
- между стремлением к обособлению и стремлением к отождествлению, идентификации и т. д.

Стремления, идеи, замыслы опережают возможности и побуждают осваивать новые формы и способы деятельности. Причиной зарождения новых идей и стремлений может быть пример успешных действий других людей, созданные ими предметы или отношения. Но развитие начинается с собственных стремлений и действий ребенка.

Источник: 
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Темы: