Психология классов

Класс – это одна из разновидностей больших социальных групп, отличающийся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Классовая структура общества – явление не статичное. Она зависит от типа государства, экономики и общества.

Так, в структуре капиталистического общества выделяют:

  1. класс буржуа;
  2. средний класс;
  3. люмпены.

А в структуре социалистического общества выделяли:

  1. класс рабочих;
  2. класс крестьян;
  3. класс интеллигенции.

Классообразующие признаки:

  1. наличие (отсутствие) собственности на средства производства;
  2. работа на себя и других;
  3. доля общественного продукта, которая достается людям, относимым к тому или другому классу.

Социально-психологические признаки классов:

  1. определенный образ, качество и стиль жизни;
  2. социальная этика, сленг, жаргон;
  3. социальный статус, означающий положение в социальной иерархии;
  4. традиции, установки, картины мира, стереотипы, привычки, круг общения;
  5. шкала ценностей, система потребностей и интересов.

Социальная психология изучает:

  1. психологические особенности различных исторических и современных классов;
  2. психологический облик разных классов определенной эпохи и взаимосвязь психологических черт разных классов;
  3. особенности личностно-групповых и межгрупповых отношений в классовом аспекте.

В структуре общественной психологии классов выделяют:
1) классовые потребности – классовое положение индивида и наличие некоторого определенного объема и состава материальных и духовных благ, задает определенную структуру потребностей, относительное психологическое значение и удельный вес каждой из них. Выделяют два вида групповых потребностей:

  • потребности группы как данной системы, нуждающейся в определенных условиях своего функционирования;
  • потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т. е. типичные для группы потребности;

2) классовые интересы – также задаются всей системой отношений, в которую входит данный класс. Интересы отражают потребности класса в целом и его отдельных социальных групп, экономические отношения данного класса, они стимулируют разные формы деятельности. Интерес в общественной деятельности, как правило, осознается, и его удовлетворение выступает как цель теоретической и практической деятельности людей.
Различают:

  • экономические;
  • политические;
  • духовные интересы.

3) классовые чувства – это особые эмоциональные состояния, свойственные классу и относящиеся к мотивационной сфере. В отечественной психологии особую известность получило изучение классовой ненависти и классовой солидарности;

4) классовые настроения также относятся к мотивационной сфере. Они в яркой форме отражают отношения и оценки людьми состояния объективных процессов и психических феноменов, господствующих в определенные периоды общественного развития. Они не является суммой настроений, входящих в группу людей, а обладают способностью к многократному увеличению энергии составляющих группу индивидов;

5) классовый характер – это мало разработанное понятие, понимание которого проявляется в типичном устоявшемся образе действий представителей разных классов в разных ситуациях и отличает представителей одного класса от представителей других классов;

6) классовые представления – обусловлены выполняемыми и усвоенными личностью социальными ролями, социальными ожиданиями, формирующимися на основе межгруппового сравнения;

7) ценностные ориентации и нормы поведения.

Ключевые слова: Общество
Источник: Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Материалы по теме
Основные сферы общества
Кравченко А. И., Обществознание : учебник. - Москва : Проспект, 2015. - 280 с.
Теории прогрессивного развития общества
Исаев Б.А., Социология. Краткий курс.: ООО «Питер Пресс»; Санкт-Петербург; 2007
Внешние факторы, провоцирующие возникновение зависти
Е. П. Ильин: Психология зависти, враждебности, тщеславия: Питер; Санкт-Петербург; 2014
Личность как субъект общественных отношений
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Понятие «партия» и ее функции в обществе
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Правовое воспитание граждан
Теория государства и права - Учебник (под ред. М.Н. Марченко)
Понятие общественная мораль
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Основные этапы и характерные черты современного гражданского общества
Политология - под ред. Буренко В.И., Журавлева В.В. - 2004
Оставить комментарий