Функции и средства общения

Функции общения –  это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека:

  1. информационно-коммуникативная функция  состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются: коммуникатор (передает информацию), содержание сообщения, реципиент (принимает сообщение). Эффективность передачи информации проявляется в понимании информации, ее принятии или непринятии, усвоение. Для осуществления информационно-коммуникативной функции необходимо наличие единой или сходной системы кодификации/декодификации сообщений. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем;
  2. побудительная –  стимуляция активности партнеров для организации совместных действий;
  3. интегративная –  функция объединения людей;
  4. социализации  – общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам;
  5. координационная –  согласование действий при осуществлении совместной деятельности;
  6. понимания –  адекватное восприятие и понимание информации;
  7. регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция  общения направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия;
  8. аффективно-коммуникативная функция  общения состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, которое может быть целенаправленным или непроизвольным.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.  Они бывают вербальные и невербальные.

Вербальные средства общения – слова с закрепленными за ними значениями.  Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя.

Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на:

  1. диалогическую речь, в которой принимают участие два собеседника;
  2. монологическую речь – речь, которую произносит один человек.

Письменная речь применяется при невозможности устного общения или когда необходима точность, выверенность каждого слова.

Невербальные средства общения – знаковая система, которая дополняет и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее.  С помощью невербальных средств общения передается около 55–65 % информации. К невербальным средствам общения относятся:
1) визуальные средства:

  • кинестетические – это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке;
  • направление взгляда и визуальный контакт;
  • выражение лица;
  • выражение глаз;
  • поза – расположение тела в пространстве («нога на ногу», перекрест рук, перекрест ног и т. д.);
  • дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);
  • кожные реакции (покраснение, испарина);
  • вспомогательные средства общения (особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.);

2) акустические (звуковые):

  • связанные с речью (громкость, тембр, интонация, тон, высота звука, ритм, речевые паузы и их локализация в тексте);
  • не связанные с речью (смех, скрежет зубов, плач, кашель, вздохи и т. п.);

3) тактильные – связанные с прикосновением:

  • физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);
  • такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).
Источник: 
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Темы: 
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.