Законы хаоса

«В классической динамике хаос определяется экспоненциальным разбеганием траекторий, но такое определение хаоса не допускает обобщения на квантовую теорию». Волновые функции сами по себе не «разбегаются», а вот амплитуды их в пространстве и во времени меняются, соответственно меняется и вероятностное описание. Сама вероятность, как бабочка идеализма, может мгновенно изменяться («коллапс»), появляться (птица феникс) и исчезать (ленивец мегатерий). Если система приводит к несводимому описанию в терминах вероятностей, то она по определению хаотическая.

Таким образом, с точки зрения синергетика Вселенная может быть описана с помощью:
1) детерминистических уравнений механики, допускающих неустойчивость решений и «время жизни» состояния динамической системы;
2) уравнений неравновесной статистической механики, консолидирующейся при идеальном исходе с термодинамикой (и ее вторым началом);
3) несводимых вероятностных представлений.

Сначала физический мир казался определенным, подчиняющимся строгим уравнениям динамики. Затем механицизм дополнился полевой картиной явлений – в той же детерминистской парадигме. На втором этапе нового развития физики появились статистическое описание и квантовая механика, не внесшие в представления о времени и его обратимости-необратимости кардинальных изменений (субъект все же был «отодвинут» от тела теорий и от сущности явлений понятием «статистическая закономерность» с ее вечным постфактум и самозамкнутостью квантовой механики и микромира по отношению к чуждому ей измерительному прибору со спиритуалистом-наблюдателем во главе).

И вот теперь назрела пора внедрить вокруг себя, в окружающую среду «первородный» принципиальный хаос, элиминирующий из субъекта познания и сублимирующийся на окраинах его бытия. Браво! Тут не только спиритуалисты-экстрасенсы Ю.М. Иванов и Г. Дюрвилль захлопают в ладоши. Будет вне себя от счастья весь род людской. Так как при слиянии субъекта и объекта первому не надо более заботиться о добывании пищи, одежды и строить жилище: теперь для субъекта всё вокруг – он сам, и он сам себе пища и одежда, и рот и кишка; весь мир для него дом родной – и куст, и камень, и струя воды. Окружающей природе можно «успокоиться»: отныне ее «царь» не будет ей угрожать и загрязнять отходами, ибо какой смысл наставлять на самого себя ядерные боеголовки и посыпать леса-волосы ядохимикатами.

Но где же тогда будут «принципиальный» хаос, его законы и отображения? Не тут-то было: он останется и неумолимо-принципиально ввергнет счастливый брак субъекта и объекта в самое себя: в хаос! Всё пойдет прахом, к самоуничтожению и пеплом развеется по сусекам Вселенной.

Источник: 
Верещагин И.А., АнтиПригожин
Материалы по теме
Философия Древней Индии
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Проблема основного вопроса философии. Понятие субстанции. Исторические формы материализма и идеализма
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Что такое концепт в философии?
...
Краткая периодизация философии Древней Греции
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия эпохи возрождения
Перевезенцев С.В., Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения
Утопическая философия Томаса Мора
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Предпосылки философии в древней Индии
Философия. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. —176 с....
Основные идеи и система философии Г. Гегеля
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Оставить комментарий