Ипохондрии представляют собой чрезмерную озабоченность своим здоровьем и схваченность тревогой о собственном здоровье. Ипохондрия является нереалистической трактовкой соматических симптомов и ощущений, что приводит к схваченности страхом или убеждением в наличии серьезного заболевания, даже если нет никакой соматической болезни, которая могла бы объяснять эти физические симптомы или ощущения. Этот страх или убежденность в болезни удерживаются, несмотря на адекватные убеждения. Ниже приводятся диагностические критерии для ипохондрии:
- A. Охваченность страхом перед наличием тяжелого заболевания и убежденность в том, что оно имеется, основанная на трактовке субъектом соматических признаков и ощущений, рассматриваемых как доказательство соматического заболевания.
- Б. Соответствующее обследование физического состояния не подтверждает диагноз какого-либо соматического расстройства, которое могло бы лежать в основе физических признаков и ощущений или неоправданных интерпретаций их субъектом и наличие симптома А, не являющегося просто симптомом панических припадков.
- B. Страх перед болезнью и уверенность в том, что она остается, несмотря на разубеждающее медицинское заключение.
- Г. Продолжительность расстройства составляет не менее 6 мес.
- Д. Убежденность в проявлениях, описанных в А пункте, не достигает бредовой интенсивности, как это имеет место при бредовом расстройстве, соматический тип (т. е. субъект может признавать возможность, что он или она боятся быть больными, или предполагают, что они больны, тогда как на деле этого нет).
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
В общемедицинской практике ипохондрия встречается в 3— 14% от числа всех больных. Распространенность ее среди населения неизвестна. Показано, что ипохондрия приблизительно в равной мере встречается у мужчин и женщин. Максимальная частота заболевания приходится на возраст четвертого — пятого десятилетия жизни; однако она может встречаться в любом возрасте, особенно у подростков и лиц в возрасте старше 60 лет. Имеются также данные о том, что ипохондрия чаще встречается среди идентичных близнецов и других близких родственников.
ЭТИОЛОГИЯ
Природа ипохондрии психодинамическая. Агрессивные и враждебные желания по отношению к окружающим переводятся (репрессия и смещение) в физические жалобы. Гнев ипохондрика берет начало в переживаниях прошлого, отверганиях и потерях, но выражается в настоящем в виде просьб к другим людям о помощи и сочувствии, а затем все это отвергается как неэффективное. Ипохондрия рассматривается также как защита от вины, чувства внутреннего неблагополучия, выражение низкой самооценки и признак повышенного беспокойства о самом себе. Боль и соматическое страдание являются, таким образом, искуплением и расплатой (ликвидацией) и могут восприниматься как желаемое наказание за прошлые провинности (как реальные, так и воображаемые) и ощущение своей испорченности и греховности.
Ипохондрия может иметь социокультурное происхождение. Она рассматривается как обращение к роли больного субъектом, который сталкивается с предполагаемой и неразрешимой проблемой. Роль больного обеспечивает выход из ситуации, поскольку больной может избежать пагубных обязательств и отложить нежелательный вызов, а также не выполнить неприятных обязанностей.
Имеются некоторые данные, что ипохондрики преувеличивают и усиливают соматические ощущения, например, они имеют более низкие пороги и более низкую толерантность к физическому дискомфорту. То, что нормальный человек воспринимает как давление в животе, ипохондрик воспринимает как боль в животе. Может также иметь место ошибочная когнитивная схема, соответственно которой ипохондрик фокусируется на ощущениях со стороны своего тела, ложно интерпретирует их, и они вызывают у него тревогу.
Соматическое заболевание может вызывать у больного предрасположенность двумя путями. Во-первых, транзиторные ипохондрические реакции часто следуют за тяжелой, угрожающей жизни болезнью (например, после выздоровления от сердечного инфаркта). Во-вторых, улиц, страдающих первичной ипохондрией, отмечается большее число болезней в детском возрасте и более длительная история соматических заболеваний.
КЛИНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Ипохондрики жалуются на множество симптомов, включающих структуры, органы и системы организма. Наиболее частыми жалобами являются жалобы на нарушения со стороны желудочно-кишечной и сердечно-сосудистой систем.
Ипохондрики также полагают, что они страдают серьезным заболеванием, которое не удается обнаружить, и их нельзя убедить, что это не так. Убежденность сохраняется, несмотря на отрицательные результаты лабораторных исследований, благоприятный исход в течение длительного времени и соответствующее разубеждение со стороны врача. Но это убеждение не имеет фиксации, как при бреде, и оно также не бывает неприемлемым в условиях данной культуры.
Транзиентные ипохондрические реакции появляются после тяжелого стресса, наиболее часто после смерти или серьезного заболевания кого-то из значимых для больного людей или серьезного, а возможно, и угрожающего жизни заболевания самого больного, которое прошло, но после которого осталась временная ипохондрия во всей своей живости. Подобные ипохондрические состояния, продолжающиеся менее 6 мес, должны быть диагностированы как соматоформные расстройства, нигде более не классифицируемые (другое название отсутствует, ДНО). Транзиторные ипохондрические реакции на внешний стресс обычно проходят, когда стресс разрушается, но они могут приобретать хроническую форму, если будут подкрепляться социальной системой и врачами, лечащими больного.
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ
Как и соматоформные расстройства, ипохондрию следует дифференцировать от органических заболеваний, особенно диффузного характера, которые поражают систему органов (например, эндокринные заболевания или заболевания соединительной ткани).
Депрессию диагностируют в тех случаях, когда ипохондрические симптомы проявляются периодически, сходно стем, как протекает периодическая депрессия, или если они впервые возникают в позднем возрасте улиц, ранее никогда не обнаруживавших ипохондрии. Могут иметь место и другие депрессивные симптомы, например, беспомощность, суицидальные идеи и пониженная самооценка.
Ипохондрические симптомы типичны также для расстройства в виде генерализованной тревожности и расстройства в виде панических реакций. Соответственно DSM-III-R нельзя ставить диагноз ипохондрии, если симптомы ее наблюдаются только во время панических приступов. Действительно, тревожные больные часто выражают беспокойство по поводу своего здоровья, высказывают множество соматических жалоб и обнаруживают крайнюю напряженность тела и страх перед болезнью. Но для таких больных ипохондрия не является основным нарушением, а скорее проявлением более охватывающего расстройства.
Ипохондрическая озабоченность и чистый соматический бред могут наблюдаться при шизофрении, других психотических состояниях и органическом психосиндроме. Убежденность ипохондриков в своем болезненном состоянии не является бредовой, и они могут, хотя и на короткое время, радоваться, что у них нет болезни, которой они боятся. Напротив, соматический бред статичен и неизменяем, тогда как ипохондрические симптомы с течением времени изменяются. Кроме того, больные шизофренией с соматическим бредом обычно имеют причудливости, идиосинкразию или же ведут себя несоответственно своим культурным установкам.
Некоторые навязчивости и фобии могут также напоминать ипохондрию, но в этих случаях больные знают, что наблюдающиеся у них симптомы иррациональны, чрезмерны и нереалистичны.
Связь между ипохондрией и другими соматоформными расстройствами несколько не ясна. Можно ставить диагноз ипохондрии одновременно с другим соматоформным расстройством. Расстройства в виде соматизации не включают убежденность в болезни, страх перед болезнью или озабоченность состоянием своего организма, и они начинаются в возрасте моложе 30 лет. Соматизационным расстройством чаще страдают женщины, и они имеют, как правило, истерический когнитивный стиль межличностных отношений по сравнению с более навязчивыми ипохондриками. Имеются, однако, два состояния, которые могут перекрываться. Конверсивное расстройство является острым и скоро-проходящим, состоит из одного на данный момент неврологического симптома, тогда как ипохондрия является хроническим состоянием и включает проявления со стороны множества структур и органов.
Если имеет место la belle indifference при наличии конверсивного расстройства, оно сильно отличается от ипохондрического расстройства. Соматоформное болевое расстройство является хроническим, так же как и ипохондрия, но симптомы ограничиваются болью.
Больные с дисморфофобией тела хотят выглядеть нормальными, но считают, что другие замечают, что это не так, тогда как ипохондрики желают привлечь к себе внимание и громко объявляют себя ненормальными.
Ипохондрия отличается от искусственно демонстрируемых расстройств наличием соматических симптомов и тем, что от симуляции ипохондрики действительно испытывают болезненные переживания, а не симулируют расстройства, которых у них нет и на которые они жалуются.
ПРОГНОЗ
Длительное наблюдение показывает, что 1/4 ипохондриков остается в плохом состоянии, а около 2/3 становится хрониками, течение заболевания у которых флуктуирующее. Большинство ипохондричных детей, однако, выздоравливают в позднем подростковом возрасте или в ранней юности. Лечение помогает значительной части больных. В пользу хорошего прогноза свидетельствуют одновременное наличие тревожности и депрессии, острое начало, отсутствие личностных расстройств, более высокий социоэкономический статус, более молодой возраст и отсутствие органической патологии.
ЛЕЧЕНИЕ
Ипохондрия обычно бывает устойчивой к проводимой психиатрами терапии. Некоторым больным такое лечение помогает, если они лечатся в психиатрическом учреждении и их внимание фокусировано на редукции стресса и воспитании умения справиться с хроническим заболеванием. Имеются данные о том, что таким больным лучше всего помогает групповая терапия, так как она обеспечивает социальную поддержку и социальное общение, в которых больной нуждается. Индивидуальная, ориентированная на критику традиционная терапия обычно не достигает успеха.
Для разубеждения больного в том, что он не покинут врачами и что к его жалобам относятся серьезно, необходимы частые обследования соматического состояния. Инвазивные диагностические методы и процедуры следует, однако, предпринимать, основываясь лишь на объективной необходимости. По возможности надо воздерживаться от лечения несущественных или случайно обнаруженных нарушений.
Фармакотерапия приводит к улучшению состояния ипохондриков только в том случае, если в основе их нарушений лежат состояния, сензитивные к лекарствам, например, расстройство в виде тревожности и тяжелая депрессия. Когда ипохондрия является вторичной по отношению к некоторым психическим первичным расстройствам, ее также следует лечить по всем правилам. Когда ипохондрия представляет собой транзиентную ситуационную реакцию, больным надо помогать справиться со стрессом, не подкрепляя их болезненное поведение и использование ими роли больного для решения своих проблем.