Трансформация организаций

Создание корпоративных объединений позволяет объединившимся структурам повысить конкурентоспособность как своего конечного продукта, так и бизнеса в целом.

Трансформация как организационно-экономическое преобразование организаций, при котором меняется состав юридических лиц, участвующих в преобразовании, является неотъемлемой составляющей развития организаций.

Основные виды трансформации предусмотрены ст. 57 ГК РФ: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Исходя из практики бизнеса можно назвать еще один вид трансформации — поглощение.

Слияние и поглощение представляют собой процедуры смены собственника или изменения структуры собственности организации, являясь конечным звеном в системе мер по ее реструктуризации. Цель слияния и поглощения заключается в увеличении благосостояния акционеров и достижении конкурентных преимуществ на рынке.

Слияние и поглощение — одни из основных методов реализации трансформационных стратегий. Если корпорация занимает удачное положение на рынке, имеет хорошие перспективы развития, но ей требуется усилить свои позиции для достижения конкурентных преимуществ в данной отрасли, то, используя механизм слияния и поглощения, она может достичь своей цели, объединяясь или приобретая компании того же сегмента рынка.

Часто корпорации могут осуществлять слияние и поглощение компаниями из других сегментов рынка для снижения риска своей деятельности, расширения сферы своего присутствия.

Если корпорация пересматривает свои позиции на рынке, находит новые приоритеты, выделяет для себя основные направления деятельности, освобождаясь от неосновных проблемных направлений, а также если корпорация испытывает недостаток в финансах, то она может эффективно использовать механизм слияния для продажи или выделения отдельных подразделений, дочерних предприятий.

Различают слияние горизонтальное, вертикальное, родовое, конгломеративное, а также национальное и транснациональное, дружественное и враждебное, корпоративные альянсы, производственное, финансовое слияние и т.д.

Попытки понять мотивы, движущие корпорациями, активно использующими в своей деятельности стратегию слияния и поглощения, привели к определению трех основных теорий, объясняющих слияние: синергетическая теория, теория агентских издержек свободных потоков денежных средств и «теория гордыни», основное содержание которых отражено на рис. 14.2 (с. 248).

Специалисты в области теории управления корпорациями рекомендуют при слиянии и поглощении компаний учитывать следующие факторы:
1. Состояние внешней окружающей среды:
• законодательство;
• налогообложение до и после слияния (налоговые льготы, изменение налогооблагаемой базы и пр.);
• политическое положение (стабильность, приемлемость для организации бизнеса и механизм взаимодействия бизнеса и органов государственной власти);
• уровень конкуренции и антимонопольное законодательство;
• отраслевые факторы.
2. Уровень организации и управления:
• качество и динамичность (гибкость) системы управления;
• рыночная позиция поглощаемой (поглощающей) организации;
• состояние ресурсов производства, наличие технологических линий, технический уровень производства, обеспеченность трудовыми ресурсами и трудовые отношения.
3. Финансовое состояние:
• уровень рентабельности продаж и капитала;
• темп роста и норма прибыли;
• страховые гарантии на активы организации.

Источниками получения экономического эффекта от слияния и поглощения являются:
• экономия на масштабах производства (технологическая экономия);
• экономия на масштабах сферы деятельности (экономия на разнообразии производимой продукции и рынков сбыта);
• экономия на трансакционных издержках (экономия на сделках, операциях, контрактах, договорах);
• конкурентные преимущества на рынках (экономия от координации рыночного поведения объединяемых организаций, внутрифирменного и межстранового перераспределения ресурсов, регулирования цен товаров).

Ключевые слова: Организация
Источник: Лапыгин Ю.Н., Бизнес-план. Стратегии и тактика развития компании
Материалы по теме
Уровни развития организации
Пригожин. Методы развития организации
Организационные ценности
Трусь А.А., Психология управления
Организационно-правовые формы собственности
А. С. Булатов, Экономика
Организационно-экономические отношения
Войтов А. Г. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А. Г. Войтов. — М.: Издательско-...
Международные валютно-кредитные организации
Общая теория денег и кредита
Сущность организационного конфликта, его особенности и классификация
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Классификация и функционирование социальных организаций
Исаев Б.А., Социология. Краткий курс.: ООО «Питер Пресс»; Санкт-Петербург; 2007
Правовое положение кредитных организаций
В, С. Белых, Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России
Оставить комментарий