Внимание и сознание

Если попытаться выделить то общее, что стоит за всеми этими примерами связи внимания и памяти, то не обойтись без рассмотрения сознания. С одной стороны, внимание необходимо для того, чтобы удержать в сознании сиюминутно воспринятое, преходящее — иначе оно не сможет стать достоянием памяти. С другой — внимание может потребоваться, чтобы воспоминание вновь оказалось в сознании, поднялось из глубин памяти. Удержание образа или мысли в сознании стоит и за совместным функционированием внимания и восприятия, внимания и мышления.

Проблема связи внимания и сознания начала разрабатываться в рамках философии, и прежде всего — философии восточной. Именно в восточной философской традиции отмечается особое место внимания — как «концентрации», так и «правильного видения», «проникновения» — в достижении просветления, истинной божественной мудрости. «Просветленное сознание» невозможно без внимания. Неслучайно техника и практика медитации, основанной также на предельной концентрации сознания, складывается именно в восточной религиозно-философской традиции.

Например, в классической йоге, где первые четыре ступени восьмеричного пути совершенствования предполагают этическое самообуздание, поддержание правильной позы и дыхания, более высокие ступени так или иначе связаны с вниманием. Пятая ступень, «пратьяхара», — отвлечение чувств от объектов окружающей действительности. Шестая — «дхарана», или «внимание», — сосредоточение внимания на единственном объекте. Седьмая — «дхьяна», или «размышление», — по сути своей медитация, углубленное и беспрерывное созерцание этого объекта, открытие в нем все новых сторон. Кстати, именно разностороннее обследование объекта внимания У.Джемс считал основным способом и условием удержания внимания на объекте. Углубленное созерцание объекта позволяет достигнуть наивысшей ступени — «самадхи», или «сосредоточения», — полного слияния души с объектом внимания, ее растворения в этом объекте, а значит, отделения от тела, к чему и стремится йога. Интересно, что три последние ступени, или средства йоги, в отличие от всех предыдущих, считаются «внутренними» и связаны с созерцанием одного и того же объекта. Таким образом, в философии йоги можно обнаружить едва ли не первую попытку проследить изменение характеристик внимания во времени, или его динамику.

В психологии линия исследований, подчеркивающая связь между вниманием и сознанием, начинает активно развиваться во второй половине XIX в. Первое направление, в рамках которого началось систематическое экспериментальное изучение внимания, — классическая психология сознания. Подробный разговор о ней ждет нас в следующей главе. С тех пор в психологии сложился целый ряд разнообразных представлений о соотношении внимания и сознания, в которых вниманию отводятся самые разные роли.

Пожалуй, наиболее распространенное представление о внимании в современной психологии внимания — трактовка его как механизма доступа в сознание, который определяет, что из воспринимаемого и переживаемого нами в данный момент достигнет сознания и повлияет на наше поведение, а что может пройти мимо. Этот механизм тоже можно представить по-разному. Например, как своего рода «дверцу», или лаз, подобный тому, через который кэрролловская Алиса пыталась,проникнуть в волшебный сад в Стране Чудес, но никак не помещалась целиком. Или как секретаря-распорядителя в приемной, принимающего решение, кого следует немедленно допустить пред светлые очи Его Императорского Высочества, кто должен подождать аудиенции, а кому доступ в кабинет закрыт. Вопрос о том, что и почему остается за пределами сознания, занимает весьма немаловажное место в современной психологии внимания.

В классической психологии сознания было намечено еще несколько подходов к рассмотрению соотношения внимания и сознания. В одном из них, сознание предстает как структура, подобная зрительному полю с фокусом и периферией, а внимание — как часть сознания, его фокус, зона наибольшей ясности и отчетливости содержаний сознания. Однако здесь остается вопрос о том, как именно отдельные составляющие индивидуального опыта оказываются в этой зоне. Для ответа на этот вопрос внимание должно быть представлено как особый процесс перевода определенного содержания сознания, или его элемента в центральную его часть.

Наконец, внимание может рассматриваться в качестве одного из свойств сознания или присущих ему особенностей. Это свойство — степень субъективной ясности находящихся в сознании впечатлений, которые в случае недостаточного внимания оказываются смутными, а в случае предельного внимания предстают перед нами наиболее ясно.

На начальном этапе разговора о внимании связь между вниманием и сознанием позволит нам подойти к описанию субъективных явлений внимания и выявлению критериев наличия этого неуловимого, как улыбка Чеширского Кота, которая и есть, и не бывает без самого кота. Сознание — способность дать отчет о себе, а значит, именно благодаря сознанию мы можем узнать, что значит «быть внимательным» или «быть невнимательным». Именно благодаря прямому доступу к собственным переживаниям «каждый знает, что такое внимание».

Темы: Сознание, Внимание
Источник: Фаликман М.В., Внимание
Материалы по теме
Исследование свойств внимания
...
Отвлекаемость внимания
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Сознание, общение, речь
...
Управление вниманием аудитории
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Сознание и его противоречия
Гарри Хант, О природе сознания
Общее определение категории «сознание»
Константинов В.В., Методологические основы психологии
Эмоции (чувства) как инструмент сознания
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Общие понятия о внимании
Ефимова Н. - Основы общей психологии.Учебник. (Профессиональное образование). – 2013
Оставить комментарий