Вынужденное общение

Человек при общении с незнакомыми или малознакомыми людьми, с которыми у него нет общих интересов, а также когда он оказывается в центре внимания и чувствует, что к нему присматриваются, оценивают его, почти всегда испытывает тягостное ощущение скованности, наигранности, фальши. Ему хочется побыстрее избавиться от такого общения и потому кажется, что время тянется бесконечно долго.

Представьте такую ситуацию. Вы подходите к остановке городского транспорта и замечаете человека, с которым знакомы довольно поверхностно. Нужный автобус не подходит, и вы в течение 5—15 минут оказываетесь в ситуации вынужденного общения (ограничиться сухим приветствием не позволяет этикет). А о чем говорить, если единых интересов нет, да и настроение может быть неподходящим, чтобы вести пустую беседу? Не правда ли, знакомая ситуация?

Попробуем выявить закономерности вынужденного общения. Уяснив их, легче будет справиться с тягостным чувством скованности, когда не знаешь, чем заполнить затянувшуюся паузу. Разговор обычно начинается с формальных вопросов: как поживаете? что нового? как здоровье? куда направляетесь? и т. п. Затем переходят к какой-либо нейтральной теме, в которой исключены разногласия, поскольку ничьи интересы не затрагиваются. Типичной является тема погоды, не менее популярны и разговоры о неполадках в работе городского транспорта. Но на них долго не задерживаются. Мужчины обычно переходят к обсуждению спортивных, общественных или политических событий, достоинств и недостатков автомобилей, а женщины чаще говорят об общих знакомых, моде, сфере бытового обслуживания. Следующий шаг — обращение к темам, существенно затрагивающим личные интересы: о работе, семье (чаще всего о воспитании детей), об отдыхе, болезнях и т. п. На этом этапе обычно уже удается избавиться от излишней скованности, сориентироваться в интересах партнера по общению. И тогда открывается простор для импровизации, тем более что всегда можно почерпнуть от другого человека полезную информацию и стать не пассивным, а заинтересованным слушателем.

Можно предложить ряд рекомендаций по ведению беседы в ситуации вынужденного общения.

  1. Начинайте разговор с наиболее нейтральных тем (таких тем множество), а затем постепенно переходите к вопросам, которые волнуют обе стороны либо по крайней мере только вашего собеседника. Иногда отправной точкой непринужденной беседы может быть наивный, несколько утрированный пли же неподдельный интерес к профессии другого человека.
  2. Сориентируйтесь в контактности и настроении собеседника. Если он словоохотлив, то вопросами не трудно побудить его взять инициативу беседы на себя; если молчалив — придется быть активнее вам. Тем не менее попробуйте активизировать его, направив беседу в русло небезразличной ему темы. Однако не будьте назойливы в своих попытках разговорить человека, когда он чем-то озабочен, подавлен и не намерен раскрыться перед вами.
  3. Постарайтесь побудить собеседника поделиться воспоминаниями, приятными ему и интересными вам.
  4. Воспользуйтесь прочно усвоенным запасом смешных историй, анекдотов. Они всегда облегчают контакт.
  5. Тренируйте свое умение разговорить собеседника, отыскивать взаимоинтересную тему.
Ключевые слова: Общение
Источник: Куделин А.С., Геращенко А.В., Гипноз. Практическое руководство
Материалы по теме
Коммуникативная функция общения
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Психологическая характеристика различных форм воздействия учителя на учащихся
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Механизмы межличностного восприятия
Слотина Т.В., Психология общения
Как найти подход к человеку
Куделин А.С., Геращенко А.В., Гипноз. Практическое руководство
Искусство ведения беседы
Стасенко В.Г., Психология общения
Общение
Луковцева А.К., Психология и педагогика
Язык телодвижения
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Коммуникация в деловом общении
Горанчук В.В., Психология делового общения и управленческих воздействий
Оставить комментарий