Вынужденное общение

Человек при общении с незнакомыми или малознакомыми людьми, с которыми у него нет общих интересов, а также когда он оказывается в центре внимания и чувствует, что к нему присматриваются, оценивают его, почти всегда испытывает тягостное ощущение скованности, наигранности, фальши. Ему хочется побыстрее избавиться от такого общения и потому кажется, что время тянется бесконечно долго.

Представьте такую ситуацию. Вы подходите к остановке городского транспорта и замечаете человека, с которым знакомы довольно поверхностно. Нужный автобус не подходит, и вы в течение 5—15 минут оказываетесь в ситуации вынужденного общения (ограничиться сухим приветствием не позволяет этикет). А о чем говорить, если единых интересов нет, да и настроение может быть неподходящим, чтобы вести пустую беседу? Не правда ли, знакомая ситуация?

Попробуем выявить закономерности вынужденного общения. Уяснив их, легче будет справиться с тягостным чувством скованности, когда не знаешь, чем заполнить затянувшуюся паузу. Разговор обычно начинается с формальных вопросов: как поживаете? что нового? как здоровье? куда направляетесь? и т. п. Затем переходят к какой-либо нейтральной теме, в которой исключены разногласия, поскольку ничьи интересы не затрагиваются. Типичной является тема погоды, не менее популярны и разговоры о неполадках в работе городского транспорта. Но на них долго не задерживаются. Мужчины обычно переходят к обсуждению спортивных, общественных или политических событий, достоинств и недостатков автомобилей, а женщины чаще говорят об общих знакомых, моде, сфере бытового обслуживания. Следующий шаг — обращение к темам, существенно затрагивающим личные интересы: о работе, семье (чаще всего о воспитании детей), об отдыхе, болезнях и т. п. На этом этапе обычно уже удается избавиться от излишней скованности, сориентироваться в интересах партнера по общению. И тогда открывается простор для импровизации, тем более что всегда можно почерпнуть от другого человека полезную информацию и стать не пассивным, а заинтересованным слушателем.

Можно предложить ряд рекомендаций по ведению беседы в ситуации вынужденного общения.

  1. Начинайте разговор с наиболее нейтральных тем (таких тем множество), а затем постепенно переходите к вопросам, которые волнуют обе стороны либо по крайней мере только вашего собеседника. Иногда отправной точкой непринужденной беседы может быть наивный, несколько утрированный пли же неподдельный интерес к профессии другого человека.
  2. Сориентируйтесь в контактности и настроении собеседника. Если он словоохотлив, то вопросами не трудно побудить его взять инициативу беседы на себя; если молчалив — придется быть активнее вам. Тем не менее попробуйте активизировать его, направив беседу в русло небезразличной ему темы. Однако не будьте назойливы в своих попытках разговорить человека, когда он чем-то озабочен, подавлен и не намерен раскрыться перед вами.
  3. Постарайтесь побудить собеседника поделиться воспоминаниями, приятными ему и интересными вам.
  4. Воспользуйтесь прочно усвоенным запасом смешных историй, анекдотов. Они всегда облегчают контакт.
  5. Тренируйте свое умение разговорить собеседника, отыскивать взаимоинтересную тему.
Ключевые слова: Общение
Источник: Куделин А.С., Геращенко А.В., Гипноз. Практическое руководство
Материалы по теме
Выбор партнера по общению: причины и факторы, обусловливающие его
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Общение и социальные отношения личности
Руденский Е.В., Социальная психология
Сознание, общение, речь
...
Смущение в общении, его сущность
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Цели общения
Мотивация и мотивы, Ильин Е.П
Стратегии взаимодействия в общении
Панфилова А.П., Теория и практика общения
Характеристики педагогического общения
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Критерии удовлетворенности общением
Слотина Т.В., Психология общения
Оставить комментарий