Почему ребенок не хочет ходить в детский сад?

Аватар пользователя Гость
Гость

Причин, по которым ребенок не хочет идти в детский сад, множество, самая существенная — это нежелание ребенка отрываться от домашней обстановки и привычного окружения.


Малыш, не умея мыслить во временной перспективе, воспринимает каждую разлуку с мамой и родными как необратимую потерю. Это будет длиться до тех пор, пока он не усвоит новый для него порядок встреч и расставаний, не привыкнет к детям и воспитателям. Ребенок не всегда быстро и безболезненно привыкает к шуму, множеству людей, эмоциональной особенности жизни в детском саду. Некоторые страдают от этого месяцами. А принуждение ходить туда, где ребенок чувствует себя дискомфортно, подрывает в его душе веру в родительскую любовь.

Другая причина нежелания идти в детский сад — это болезненно проходящая смена режима и обстановки. И занятия, и распорядок ориентированы на усредненную возрастную норму и порой не учитывают индивидуальных особенностей детей. В связи с этим многие родители сталкиваются с проблемой тяжелых утренних подъемов или жалоб ребенка на мучительность для него некоторых моментов режима, например тихого часа или массового высаживания на горшок.

Приучение ребенка к режиму — это формирование привычки вовремя ложиться и вовремя вставать, есть и гулять по часам. При этом нужно иметь в виду, что на каждые 100 детей приходится 2—3 случая длительной или полной дезадаптации к условиям детского сада. Как правило, это единственные дети в семье или часто болеющие малыши, долгое время просидевшие дома с бабушкой или мамой.

Еще одна причина, по которой ребенок не хочет идти в детский сад, это непривычная для него пища. Нередко родители жалуются на то, что дети плохо едят в садике. Особенно это касается таких блюд, как супы и каши. Если в домашнем меню мы можем достаточно долго обходиться без них, то рацион детского питания в детском саду предполагает ежедневное их употребление.

Однажды мне довелось работать с мальчиком, который в период двухмесячного пребывания в садике каждый утренний подъем на даче начинал с причитаний: «Не хочу каши!..»

Чем же так неугодны нашим детям такие полезные блюда, как каша и суп?

Каша, приготовленная на молоке, часто пригорает. Малышам достаточно один раз попробовать продукт с запахом или вкусом пригоревшего молока, и его вид станет вызывать отвращение. Дети начинают отказываться от пищи, так как пищевые рефлексы формируются очень быстро. Нужно заметить, что это не просто каприз, а стойкая реакция организма: прекращаются слюноотделение и выделение желудочного сока, появляются позывы к рвоте. А пища, скормленная насильно, надолго задерживается в желудке, вызывая неприятные ощущения и даже боли.

Теперь немного о супах. Потребление их — дело весьма сложное и деликатное. Блюдо-то это жидкое, однако пить его нельзя. Аккуратно есть его ложкой умеет далеко не каждый дошкольник. Кроме того, в супах встречаются такие малоаппетитные, с точки зрения детей, продукты, как жареный лук, морковь, жир. Очень многие дети не выносят их вкуса и запаха. Индивидуальная избирательность тоже играет немаловажную роль. Некоторые не любят рыбный, кто-то молочный или рисовый суп, а выбора опять-таки нет. Вот и приходится сидеть по 30—40 минут над тарелкой с остывшим супом, в то время как вся группа уже отправилась на тихий час. И если в домашних условиях мы можем достаточно легко заменить одно блюдо другим, то сделать это в садике значительно сложнее. Здесь существуют утвержденные нормы питания, закупка продуктов и их распределение по группам происходит организованно, замена же (например, вместо первого блюда — два вторых) не предусмотрена.

Нелюбовь к определенным блюдам дети могут перенести на детский сад в целом. Объяснить же, почему это произошло, малыши не в состоянии.

Одна из самых важных и распространенных причин, по которой ребенок может отказываться посещать детский сад, — это нелюбимый воспитатель.

Напомним, что существует перечень требований, которым должны соответствовать детские сады. Эти требования определяют качество ухода за детьми.

В перечень входят:

  • соответствующее помещение и персонал; наличие необходимых для ребенка вещей:
  • игрушек, мебели, оборудования; оборудование для физических упражнений и тренировок;
  • вкусная, полноценная, хорошо приготовленная и имеющая привлекательный вид пища;
  • диетическое питание для нуждающихся в нем детей (больных, ослабленных и т. п.);
  • сердечно и дружелюбно настроенные к детям и родителям воспитатели;
  • умение воспитателей заинтересовать и вовлечь детей в игры и занятия;
  • поощрение детей;
  • безопасное оборудование помещений и игровых площадок;
  • возможность выбора вида активности;
  • регулярное чередование активных игр и спокойных занятий с отдыхом;
  • участие родителей в жизни детского сада;
  • регулярное проведение родительских конференций с привлечением персонала детского сада;
  • элементы новизны и оригинальности в программах детского сада;
  • постоянно действующие программы повышения квалификации персонала.

Из приведенного перечня требований шесть пунктов (более трети) касаются установок и умений персонала детского сада. Дети обостренно чувствуют настрой и отношение к ним работающих в детском саду людей. Они моментально распознают недоброжелательность, неискренность и отвечают тем же, то есть лишением своей любви и уважения. Поэтому, если не только ваш ребенок, но и другие дети отрицательно относятся к кому-либо из персонала, дело не в их невоспитанности, а в самом воспитателе.

Часто в категорию нелюбимых попадают те воспитатели, которые, чрезмерно опасаясь за жизнь и безопасность своих воспитанников, неразумно ограничивают их свободу и активность. «Прекрати бегать!», «Куда ты забрался?», «Перестаньте размахивать палками!», «Гуляем только на участке!», «Что еще за игру вы придумали?», «Кто разрешил?» — вот типичные выражения, которые свидетельствуют о страхе перед личной ответственностью работников за вверенных им детей.

Малыши 2—3 лет обычно достаточно легко подчиняются, среди детей постарше обязательно найдется свободолюбивая личность, которая не станет мириться с подобными ограничениями. Такие дети могут устраивать побеги из сада, что еще больше осложняет их взаимоотношения с воспитателями.

Встречаются случаи, когда воспитатели подавляют активность отдельных детей с помощью наказаний: малышей выставляют в раздевалку, если они разговаривают во время тихого часа, насильно кормят, если они не успевают за другими или отказываются от еды, и т. д. Такое поведение воспитателей также отбивает у детей желание посещать детский сад.

В последнее время воспитатели все чаще и чаще обращаются за консультацией по поводу детей, напоминающих своим поведением улиток или раков-отшельников, живущих в своих замкнутых мирках и реагирующих на попытки взаимодействия с ними уходом в свои «скорлупки». Они не нуждаются в коллективном общении, ведут себя обособленно, не имеют друзей. Причиной происходящего является так называемое детское одиночество — вещь довольно страшная и, увы, распространенная. Многие родители, решая материальные, профессиональные, личные и другие проблемы, предоставляют малыша самому себе, ограничивая взаимоотношения с ним вопросами ухода. Нередко такого ребенка прекращают водить в сад, так как он не вписывается в коллектив сверстников.

Прежде всего надо понять, что каждый человек, в том числе и маленький, имеет индивидуальную степень выраженности потребностей. Есть люди, которые едят значительно меньше, чем другие, и не потому, что соблюдают диету, а потому, что потребность в пище у них не столь велика и насыщение наступает раньше.

То же происходит и с потребностью в общении. У одних она выражена сильнее, у других слабее. И если взрослые могут принудить себя из вежливости поддерживать неинтересный разговор, то дети, откровеннее выражая свои чувства и мысли, просто перестают общаться.

Часто причиной нежелания ходить в детский сад становятся травмирующие обстоятельства. Малыша в детском саду могли обидеть, обозвать, дать ему прозвище. После подобных инцидентов он больше не захочет общаться с обидевшими его детьми, а порой и вообще замыкается в себе.

Бывает, что, играя в детском саду, он по неосторожности толкнул товарища, попал ему в лицо снежком или песком. Вид крови сверстника мог произвести сильнейшее впечатление на психику малыша. В результате — отказ от игр, прогулок, вообще от детского сада. А на все уговоры родителей он будет отвечать безутешными слезами.

В этом случае настойчивость и принуждение со стороны взрослых (родителей, воспитателей) только помешают восстановлению душевного равновесия ребенка. Поэтому следует запастись терпением и постараться спокойно обсудить с малышом это происшествие, помочь ему преодолеть испуг.

Таким образом, существует много причин, по которым ребенок не хочет ходить в детский сад. Задача родителей — помочь ему преодолеть все те проблемы, о которых шла речь выше, сделать все возможное, чтобы малыши с удовольствием посещали детсад.

Ключевые слова: не указаны
Оставить комментарий