Эмоциональный интеллект

Аватар пользователя Гость
Гость (Анонимно)
20 мая. 2011 г.

Представление о социальном интеллекте было бы не полным, если бы рассматривалось, без внимания по отношению к проблеме эмоционального интеллекта.

Когда речь идет об эмоциональном интеллекте, нас интересуют не эмоции сами по себе, их разнообразие, интенсивность, динамика, дифференцированность и т.п. Нас интересует не эмоциональная сфера сама по себе, а та ее часть, тот аспект, который соприкасается с когнитивной сферой личности, влияет на эту сферу и создает предпосылки для развития способности противостоять влиянию эмоций или, напротив, каким-то образом извлечь пользу из этих эмоциональных влияний. Когнитивные процессы с их ориентацией на объективность, беспристрастность, и эмоциональные процессы, привязанные к индивидуальным мотивам, потребностям, ценностям и, соответственно, по своей сущности являющиеся субъективными, пристрастными, — эти процессы образуют как бы два полюса, два способа регуляции поведения, взаимодополняющие друг друга, но иногда конфликтующие между собой, мешающие друг другу как вечные «хочу» и «надо». Приоритет отдается все же интеллекту академическому. Он с его ориентацией на объективность должен противостоять влиянию эмоций, влиянию субъективности, противостоять их деструктивному влиянию, которое пропорционально силе эмоций.

Но дело в том, что эмоциональная сфера, конечно же, не может рассматриваться лишь как одно из препятствий на пути к истине, к успеху. Эмоциональный интеллект и является определенной формой пересечения когнитивных процессов и эмоций, их своеобразного взаимодействия. Одним из показателей интеллекта является сложность тех функций, процессов, за которые этот интеллект отвечает. С этой позиции понятно, что управление эмоционально окрашенным поведением личности сложнее, чем эмоционально нейтральным. Этим и оправдывается употребление выражения «эмоциональный интеллект».

Вместе с тем, важно подчеркнуть, что эмоции играют существенную роль не только в когнитивных процессах. Гораздо больше их влияние на непосредственно в данный момент осуществляемое поведение, особенно на взаимоотношения общающихся, взаимодействующих индивидов. Взаимодействие с другим индивидом является несравненно более эмоционально насыщенным, чем с вещью, предметом. Нам важно, как к нам относится собеседник, а ему не менее важно почувствовать и понять наши эмоции, отношения и т.п. Иными словами, в сфере наших взаимоотношений с другими все пронизано эмоциями. Это означает, что социальный интеллект не сможет решить стоящие перед ним задачи, не решив проблему эмоций. Эмоциональная компетентность, по-видимому, должно быть включена в сферу компетентности социального интеллекта. При этом необходимо, конечно, расширить сферу эмоциональной компетентности личности и иметь в виду не только собственно эмоции, но и других индивидов, умение оценить их, понять, может быть, повлиять на них, может быть, выдержать их влияние, адекватно на них ответить.

Таким образом, чтобы оценить взаимоотношения эмоционального и социального интеллектов, следует более внимательно определить круг задач, стоящих перед эмоциональным интеллектом. На наш взгляд эмоциональный интеллект должен отвечать за решение следующих задач:
- адекватное восприятие эмоций (имеется в виду качество восприятия различной вербальной и особенно невербальной информации, ее расшифровка, декодирование и пр., а далее на этой основе - правильная идентификаг^ия эмоций, их понимание, оценка; имеется в виду восприятие эмоций и чужих, и собственных;
- усвоение, накопление, структурирование информации о чужих и собственных эмоциях; речь идет о способности к накоплению эмоционального опыта, опыта совладающего поведения, расширении эмоциональной компетентности и т.п.;
- адекватное реагирование на происходящее и особенно на эмоции других индивидов; предполагается способность сохранить в собственных ответах некоторую пропорциональность, соответствие эмоциям других участников взаимодействия; адекватность - это и соответствие эмоциональных реакций культурным нормам; адекватное реагирование включает и уверенность в себе, и самоуважение, и гибкость в отношении к себе самому;
- способность к самоконтролю, саморегуляции эмоциональных реакций; сдерживание, затормаживание сильных отрицательных эмоций, влияющих на поведение и даже на здоровье личности; сюда же входит контроль над эмоциональными вспышками, умение отказаться от удовольствий или, наоборот, способность переносить страдания, терпеть, умение не заглушить способность думать и сопереживать; все то, что связывают с эмоциональным контролем, управлением стрессовыми ситуациями;
- самомотивация; мотивирующая функция эмоций очевидна, здесь же речь идет об устойчивости к разочарованиям, самоактуализации, доминировании позитивного настроения; оптимизм как установка; здесь и устранение всевозможных дисбалансов, диссонансов; сюда же относятся более или менее осмысленные попытки влиять на собственное поведение, вызывая определенные эмоции;
- способность к сопереживанию (эмоциональному ответу, эмоциональному резонансу; способность к эмпатии; здесь и чуткость, и тактичность, и терпимость, теплота в межличностных неформальных отношениях;
- моральные, ценностные, этические, культурные основания эмоциональных реакций; здесь и многозначность эмоциональных оценок и амбивалентность реакций.

Теперь, когда представления об эмоциональном интеллекте получили свою определенность, можно вернуться к вопросу о соотношении социального и эмоционального интеллектов. Обратимся к адекватности восприятия эмоций. Если сделать акцент именно на адекватности, то станет очевидным, что мы сразу оказываемся в сфере компетентности социального интеллекта, который эту адекватность отслеживает и со своей позиции, позиции воспринимающей эмоции стороны, и с позиции других индивидов, для которых эта эмоциональная реакция может показаться не соответствующей реальному положению дел.

Та же ситуация присутствует, когда речь идет об адекватности реагирования. Накопление опыта эмоционального реагирования, эмоциональных переживаний - это накопление и собственного опыта, и опыта других, их переживаний и их ответов. Наши эмоции нередко являются ответом на чужие эмоции, нарабатываются некоторого рода стереотипы эмоционального реагирования, поддерживаемые соответствующим интеллектуальным контекстом.

Стало быть, практически все компоненты эмоционального интеллекта неотделимы от социального интеллекта и, можно сказать, образуют его существенную часть. Если же исключить эмоциональный интеллект из социального, то никакого социального интеллекта без эмоционального не останется. Более того, нередко забывается, что основной функцией эмоций является коммуникативная. Чем сильнее эмоция, тем сильнее она воздействует за счет своих внешних проявлений на другие особи.

Иными словами, нет оснований выделять задачи, связанные с эмоциональным интеллектом в особый тип задач, наряду с двумя ранее выделенными, за решение которых отвечают академический интеллект и интеллект социальный. Эмоциональный интеллект следует изучать, но как подструктуру социального интеллекта, в контексте задач, решаемых социальным интеллектом.