Практический интеллект

Аватар пользователя Гость
Гость (Анонимно)
7 мая. 2011 г.

В психологии есть множество типов интеллекта, на вроде академического, социального и эмоционального интеллектов еще выделяют общий интеллект и практический. Как нам представляется, общий интеллект обычно оказывается очень близким к академическому и в рамках нашей работы отдельно рассматриваться не будет. Что же касается практического интеллекта, то отметим следующее. В нашей интерпретации характерными особенностями социального интеллекта являются, во-первых, то, что в решаемых этим интеллектом задачах всегда обязательно представлены конкретные индивиды, личности, и, во-вторых, социальный интеллект - это, конечно, интеллект не теоретический, а именно практический, решающий стоящие перед ним реальные задачи. Если же учесть, что социальный интеллект обязательно имеет дело с людьми, а практический интеллект и с людьми, и с другими объектами - материальными, вещественными, природными, то оказывается, что практический интеллект включает в себя социальный интеллект. Следовательно, весь социальный интеллект является практическим. При таком понимании практического интеллекта он в целом, как и входящий в его состав социальный интеллект, противопоставляется интеллекту академическому, абстрактному.

Что же касается исследований практического интеллекта, то среди них в настоящее время выделяются исследования Р. Стернберга и его книга «Практический интеллект». У этого автора есть собственная теория интеллекта. Не имея возможности рассмотреть эту теорию в целом, подчеркнем лишь несколько ее наиболее характерных моментов.

Р. Стернберга интересует интеллект, ведущий к успеху. Поэтому его не устраивают исследования (измерения) интеллекта с помощью абстрактных, часто совершенно оторванных от реальности, от жизни задач. Цель Стернберга - максимально приблизиться к решению практических задач.

Стернберг хорошо понимает, что успешность исследования в огромной степени зависит от точно выбранного метода исследования, который должен максимально соответствовать природе изучаемого явления. Поэтому Стернберг, с одной стороны, неутомимо подчеркивает особую роль в работе практического интеллекта неявных знаний, а с другой стороны - необходимость особой методики, которая сможет выявить неявные знания.

Таким образом, особая роль неявных знаний в практическом интеллекте - важнейший момент концепции практического интеллекта, предлагаемой Стернбергом.

Что же собой представляют неявные знания? Это знания, полученные из своего личного опыта. Они не выражаются вербально, но постоянно используются в повседневных делах. Несмотря на постоянное использование, такие знания плохо артикулируются. Процесс приобретения неявных знаний не осознается. Осуществление собственной деятельности - источник личного опыта и, соответственно, неявных знаний. Не артикулируемых, но вполне реальных. Свойства неявных знаний плохо поддаются описанию. Эти знания помогают адаптироваться к окружающей среде, они являются важными факторами успешного решения повседневных и профессиональных проблем. Неявные знания возникают без помощи других людей или средств информации, как бы сами по себе.

Р. Стернберг считает, что неявные знания по своей природе являются процедурными. Иными словами, это знания о том, как действовать в конкретных ситуациях. Такие знания управляют поведением людей без того, чтобы их осознавали. Стернберг полагает, что мы обычно имеем дело с декларативными правилами, а не процедурными знаниями. «Условие - действие» - так можно обозначить наиболее простые структуры неявных знаний. Возможны и значительно более сложные структуры, включающие цели, особенности ситуации, правила. Нельзя не отметить и обязательную практическую значимость неявных знаний, обеспечиваемую ими практическую пользу. При этом неявные знания могут быть приобретены и вне профессиональной деятельности, вне работы. по мнению Р. Стернберга, неявные знания, возникающие из уникального личного опыта создают предпосылки для решения задач уникальным способом.

Как же возможно выявить неявные знания? Соответствующая процедура включает следующие действия:
- определение деятельности, которая будет рассматриваться;
- выделение показателей, критериев, по которым будет оцениваться успешность деятельности;
- проведение полустандартизированного интервью с экспертами по выявлению наиболее значимых ситуаций, встречающихся в рассматриваемом виде деятельности, и тех уроков, которые из них извлекают достигшие успеха;
- реструктуризация полученной информации в структуры типа «ситуация-действие-объяснение (причина)»;
- составление опросника, в котором представлен опыт всех экспертов, касающийся всех ключевых ситуаций и возможных успешных действий;
- отбор ситуаций и действий, с которыми согласны все эксперты (т.е. все «успешные») и которые всеми экспертами оцениваются одинаково.
- опрос всей выборки, в ходе которого с помощью шкалы Ликерта будет определяться близость, сходство всех ответов опрашиваемых с эталонными ответами, полученными от «успешных»; показатель практического интеллекта и неявных знаний -сходство ответов опрашиваемых с ответами экспертов.

Совершенно понятно, что такая процедура оценки неявных знаний должна каждый раз выстраиваться по-новому, по-своему для каждой деятельности и даже для каждой категории участников (например, для менеджеров высшего и среднего уровня). Неизменными должны оставаться принципы разработки методики.

Теперь можно сделать вывод о том, что методика, предлагаемая Стернбергом, действительно выявляет неявные знания. В ее основе лежит отбор индивидов, обладающих необходимыми знаниями, расширение индивидуального опыта за счет опыта других, добившихся успеха индивидов, частичная вербализация каждым индивидом своего опыта, преобразование имеющихся знаний в структуры типа «ситуация-действие-причина», коррекция полученных «успешными» ситуаций и действий в виде обратной связи.

Структура практического интеллекта

Итак, неявные знания есть и есть методика их выявления. Но какова структура практического интеллекта и каково место неявных знаний в этой структуре? Эти вопросы до настоящего времени ответа не имеют. Следовательно, структура практического интеллекта не прояснена и не может быть адекватно измерена. В частности, остается непонятным, можно ли при изучении практического интеллекта, интеллекта, ведущего к успеху, ограничиться измерением уровня неявных знаний индивида или же нужны дополнительные замеры социального интеллекта, включающие или не включающие процедуры измерения эмоционального интеллекта.

Интерес к неявным знаниям нуждается в дополнительных пояснениях. Если есть неявные знания, то есть и явные, поскольку одних без других быть не может. Знания в виде здравого смысла, и явные, и неявные, никогда не достигнут уровня профессионального и особенно научного знания, если речь идет о сфере, относящейся к естественным наукам. Неявные знания, обыденный смысл стоит брать во внимание, если речь идет о человеке, об общении, о сфере социального интеллекта.