Арт-терапия - путь к самоисцелению

Аватар пользователя Гость
Гость (Анонимно)
5 мая. 2011 г.

Современное общество это общество высоких технологий и виртуальных компьютерных систем. Новая реальность все более становится искусственной, а человек все более становится функцией этой реальности.

Пребывая во власти культурных и социальных ограничений, он часто вынужден скрывать свои чувства и эмоции от окружающих, чтобы не показаться некорректным и неприемлемым в социуме. Психическая жизнь смещается все более в сторону умствования, лишаясь эмоционально-чувственных основ. Становясь «сухим и жестким» человек затрудняется выразить в словах свои чувства, подавляет их, что приводит, в конце концов, к депрессии, психосоматическим расстройствам, аддиктивному поведению. Таким образом, сосредоточившись на социальных и экономических успехах, личность теряет свое физическое и духовное здоровье, радость бытия и познания. Не случайно в лексику современного человека прочно вошли такие выражения, как «синдром менеджера», «синдром эмоционального выгорания», определяющие состояния физического утомления, эмоционального и умственного истощения, которое возникает в результате хронического стресса. Проблема психического и соматического здоровья управленческих кадров становится актуальной в настоящее время.

В условиях массовой технологизации и компьютеризации, возникает потребность в наиболее легко адаптируемых и гуманных направлениях, способствующих гармонизации, саморегуляции и самоисцелению личности. Одним из таких направлений является арт-терапия. В узком смысле - арт-терапия - это терапия искусством и изобразительной деятельностью (рисование, лепка, коллаж), с применением различных материалов (пастель, уголь, краски, восковые мелки, песок, ткань, фольга, бумага, глина, пластилин, специальное тесто, камни, раковины и т.д.). В широком смысле - арт-терапия - это терапия творческим самовыражением, которая включает в себя методы телесно-ориентированной терапии, музыкальной терапии, фототерапии, драматерапии,сказкотерапии, танцевально-двигательной терапии, песочной терапии и др., предполагающие различные виды творческой экспрессии, связанные с выражением мыслей, чувств, потребностей личности в процессе его работы над созданием образов и с различными изобразительными материалами.

Каждый человек по-разному реагирует на стресс-факторы, в основе реакций на них лежат адаптивные возможности нашей психики. Поэтому изменить свое психическое состояние можно как самостоятельно, так и посредством занятий с артпсихологом.

В первом случае бывает достаточно посещения художественной выставки, театрального спектакля, концерта, чтения произведения любимого автора и т.д. Хорошее произведение может вызвать у человека гамму самых неожиданных переживаний - смех, слезы, восторг, удивление. Еще И.В. Гёте говорил, что «человек не познает и не наслаждается, не создавая», т.е. и понимание и наслаждение есть процесс творчества. Л.Н. Толстой, отмечая суггестивный характер художественного творчества, описывал особенности воздействия музыки: «Она (музыка) сразу непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душой и вместе с ним переношусь из одного состояния в другое».

Занятия с артпсихологом также становятся своего рода мостиком между внутренним миром человека и действительностью. Так, например, применяя метод «мандала» (с санскрита «круг») психолог предлагает, начав с центра круга заполнить изображением все его внутреннее пространство. Каждая мандала будет отражать психическое состояние автора (проблемы, аффекты, тревоги, физическое состояние) в данный момент времени, позволит вести как внешний, так и внутренний диалог, а также поможет достижению состояния глубокой концентрации, позволяющей использовать мандалу в качестве инструмента медитации. Символическое значение цвета и образа используемого в мандале позволяет лучше познать особенности личности автора.

Образы и символы в арт-терапии ускоряют и облегчают вербализацию переживаний, способствуют снижению уровня психологических защитных механизмов. В ходе изобразительного творчества, по мнению виднейшего психоаналитика К.Г. Юнга, происходит контакт с бессознательным, активизирующим компенсаторные процессы личности, где символообразование является универсальным способом психической экспрессии. По утверждению пионера арт-терапии И.Чампернона, «наш внутренний мир наполнен визуальными, ауральными, и телесными образами, являющимися наиболее подходящими вместилищами... чувств и представлений... эти образы являются средством коммуникации между бессознательным и сознанием».

В процессе творчества происходит отреагирование в безопасной форме различных инстинктивных импульсов (сексуальных, агрессивных), эмоциональных состояний (страха, гнева, подавленности, депрессии и др.), снимается психическое напряжение и снижается вероятность нежелательных проявлений данных переживаний в социальной среде. Видный представитель психодинамического направления Э.Крис отмечает, что в арттерапии «бессознательные процессы с их разрушительными эффектами преобразуются в высокоэффективный инструмент создания новых связей и форм, прогрессивных концепций и образов. Сознание и бессознательное не только взаимосвязаны, но можно говорить о том, что мышление полностью растворяется в первичных психических процессах».

Известно, что арттерапия способствует развитию правого полушария мозга. Исследования, проведенные в лаборатории Э.А.Костандова (Институт общей и судебной психиатрии) обнаружили, что любая информация - и слова и образы - чуть быстрее воспринимаются и комплексно оцениваются правым полушарием. При некоторых психических заболеваниях, таких как шизофрения, нарушена опережающая роль правого полушария в восприятии информации. Известный ученый в области исследования бессознательного В.С.Ротенберг предположил, что «именно в правом полушарии формируется образ «Я» — целостное образное представление человека о самом себе». Таким образом, развитие правого полушария влечет за собой повышение адаптивных возможностей личности и нахождению новых позитивных способов коммуникации и моделей поведения.

Исцеляющие эффекты арттерапии, известная английская арт-терапевт Д.Шаверьен, объясняет символическим мышлением, с помощью которого обеспечивается связь внутренней и внешней реальности. Художественный образ становится «средством воплощения аффектов» и приобретает определенную силу влияния на личность, способствуя совершению с образом «определенных значимых манипуляций», в которых проявляются особенности магического мышления.

Как правило, арттерапия связана с визуальными образами, однако в ней все чаще используются и другие формы творческой экспрессии, связанные с движением, танцем, музыкой и другими формами. Так одним из средств воздействия на личность в арттерапии является музыка. Еще в древних цивилизациях - Китае и Индии, Египте и Греции врачи и жрецы, философы и музыканты использовали музыку для поддержки души и лечения человека. В древности считали, что все органы обладают характерными частотами вибрации и правильно выбранные частоты внешнего воздействия помогают восстановить организм. Музыка приводит в действие природные силы исцеления и чем точнее подобрана мелодия, тем эффективнее ее воздействие на организм.

Звуковые образы стимулируют глубинное восприятие и в этот момент слушатель и исполнитель переживают подлинное очищение, названное Аристотелем «катарсис». По словам Я. Морено, «в силу своей универсальности и первозданности катарсис оказывает воздействие на все формы выражения - психические, соматические, сознательные и бессознательные». В зарубежных психологических школах (США, Швеция, Германия) давно и успешно применяется музыкальная терапия для лечения и коррекции не только психологических, но и соматических заболеваний. В частности, исходя из тезиса психофизического единства человека, осуществляется комплексное воздействие, учитывающее физиологические, эмоциональные, коммуникативные и органические регулятивные аспекты.

Анализируя данные различных зарубежных школ, мы можем сделать вывод об эффективности и возможности использования музыки в целях развития творческого воображения, коммуникативных умений, эмоциональной сферы, эстетических потребностей, гармонизации личности. Воздействуя на подсознание и на сознание человека, звук играет роль посредника между внешним миром и внутренней реальностью человека. Кроме того, звуки являются возбудителями, побуждающими или стимулирующими внутреннюю фантазию, и это конструирование совсем иных образов принадлежащих внутреннему миру человека. Образы, рожденные фантазией, могут быть источником радости и жизни, а могут быть и результатом душевного расстройства.

Известно, что музыка и ритм оказывая «трансовое» действие, ограничивающее логически функционирующее «умное» левое полушарие и дающее волю правому, формирует в зависимости от характера музыки определенное состояние. Медитативная музыка несет в себе нижние частоты оптимального диапазона вибраций, поэтому и носит она успокаивающий характер, восстанавливает прежде нарушенные связи в центральной нервной системе и излечиваются при этом, как подтверждают наблюдения, многие органические заболевания. Следует считать, что правильно подобранная мелодия может быть использована с лечебной целью.

Согласно холистическому подходу личность - это функциональное единое целое, где взаимодействие тела и психики неразрывно связано, а изменения в одной области сопровождаются изменениями в другой. Тело - это информационный канал, позволяющий много рассказать о проблемах человеческой личности посредством мимики, телодвижений, жестов, мышечных зажимов. Одновременно это и канал воздействия на личность, особенно в ситуации вербальных блокировок и защит.

Еще в Древнем Египте считалось, что человек подобен космосу, а человеческое тело - храму, позволяющему проникнуть в тайны мироздания. При этом здоровье считалось признаком высокого духовного уровня, а тело прославлялось как Храм Знания. И не только в Египте - так, например, храмовые скульптуры Индии подчеркивают мягкость, округлость, гибкость и гармонию тела - место соединения материи и духа. Можно привести множество примеров подтверждения подобных взглядов. Присущее же западной цивилизации разделение тела и сознания ведут к разрушению гармонии и часто неадекватным политическим и социальным методам управления. Согласно основоположникам телесно-ориентированной терапии (В.Райх, А.Лоуэн, Ф.Александер) в основе их методов лежит осознание негативного состояния, накопившегося в теле и превратившегося в зажимы и ригидные движения. Когда происходит осознание через движение, человек заменяет старые способы и жесткие стереотипы новыми, естественными и свободными, что, в свою очередь, ведет к изменению и оздоровлению психики. Посредством телесной психотерапии конфликты, не выраженные в вербальной форме, могут быть эффективно разрешены в процессе аффективного проживания. «Телесная экспрессия есть соматическое проявление типичной эмоциональной экспрессии», - утверждает А.Лоуэн и как позитивные результаты терапии рассматривает следующие показатели: увеличение уровня вибраций тела, углубление дыхания, обострение сознания, многообразие способов самовыражения. Таким образом, телесная терапия направлена на расширение самосознания и развитие возможностей человека.

Среди направлений многофакторного влияния арт-терапии выделяют не только вышеуказанные проявления и эмоционально-личностные аспекты психики, но и развитие эстетических и нравственных потребностей, коммуникативных функций и способностей, что, несомненно, влияет на адаптацию личности в целом. Являясь преимущественно техниками визуальной творческой экспрессии арт- и телесно-ориентированные технологии предполагают моделирование реальных жизненных процессов, получение опыта психологических изменений, а также освоение новых ролей и моделей поведения. При этом в творческом процессе используются разнообразные способы коммуникаций - проективно-символические: рисунок, скульптура, коллаж и др.; сенсомоторные: движения, танец, голос; драматически-ролевые: имитация поведений персонажей; вербальные: сообщение информации и обратная связь. Таким образом, искусство, являясь универсальным языком выражения чувств, эмоций человека стирает языковые барьеры, предлагая альтернативу. Осваивая произведения искусства, человек лучше понимает, что чувствует автор, создавая произведение, сопереживает ему, и на этой основе, воспринимает произведение, переживая, и, наслаждаясь творчески, перерабатывает их в новое психическое качество. Обладая высоким катарсическим эффектом, искусство, как своеобразная исповедь, в которой человек свободно излагает свои чувства, способствует освобождению от психических напряжений.

Арттерапия как метод коррекции и лечения посредством художественного творчества, привлекает в последние десятилетия все большее внимание во всем мире. С развитием этого направления связаны надежды на создание гуманной методологии, в которой были бы учтены и использованы достижения научной мысли и искусства, интеллект, ум и чувства человека, его потребность и стремление к действию, как на телесном уровне, так и духовном.

Возросший во всем мире интерес к арттехнологиям отражает потребность современников в более гуманных методах воздействия, обращенных к глубинным самоисцеляющим возможностям человеческой психики.