Лакан сравнил Фрейда с Прометеем, добывшим для человечества огонь знания о бессознательном. С оценкой Лакана хочется согласиться, и все же, думается, фрейдизм нуждается в революции. Дело в том, что Фрейд и фрейдизм изучали секс только «континентальный» и не «заметили» всего лишь океана, того в котором жизнь и секс зародились и развивались миллиарды лет. Было бы наивно думать, что океан ушел из нашей сухопутной жизни совсем, первобытный океан жив и действен в океане нашего подсознания.
Морские организмы размножаются без телесного контакта чисто эксвуайеристским путем. Это потому что вода – среда более дружественная жизни чем суша, и в ней можно извергать семя в пространство. Рыба в конце своей жизни плывет в верховья реки, против течения, без пищи, в изнеможении и истощении достигает она «форума», где собираются все, чтобы излить свое семя в присутствии и на глазах себе подобных, чтобы запечатлеться в предсмертном оргазме в глазах окружающих, продлить себя в потомстве. Запечатлеться, отобразиться – значит осуществиться!
По выходе жизни из воды стало невозможно извергать семя в пространство, понадобился телесный контакт, но сексуальные контакты животных совершаются «публично» и функционируют как сексуальное воспитание. У людей филогенетически первый эксвуайеристский вид полового общения превратился в прелюдию полового акта, кроме того, с первобытных времен и до нашего времени имеются различные формы эксвуайеризма, сексуальные танцы, нудизм, стрип, пип шоу, эксгибиционизм-вуайеризм в чистом виде, и это несмотря на строгий запрет, наложенный на человеческое тело. Запрет этот в монотеизме подается как первичный: от древа познания добра и зла Адам и Ева познали, что нагота – первейшее зло, и сплели себе пояса из фиговых листьев – первый сексуальный инстинкт – эксвуайеризм и соответствующий ему первый же сексуальный запрет – фиговый лист. Естественно, что в обществе развиваются глубоко сублимированные проявления древнейшего сексуально-коммуникативного комплекса.
Все формы духовного человеческого общения представляют собой сублимацию эксвуайеризма. Цель своего пребывания в общественных местах, на балах, танцах, форумах, люди часто определяют так: «себя показать и на других посмотреть». Лучшие одежды, наряды, украшения, стихи и песни, спектакли и картины приберегаются для таких собраний, здесь и достигается высшая, по словам Экзюпери, роскошь – «роскошь человеческого общения». Сегодня мы любуемся прекрасными залами, картинами, скульптурами Эрмитажа, Лувра, Версаля, Эскориала, прочих дворцов и замков, но то всего лишь внешние атрибуты светской жизни, которая в них происходила и составляла целую культуру общения.
По Фрейду бог суть порождение эдипова комплекса, и тому есть много подтверждений в мифологии, но и здесь недооценено значение эксвуайеризма. Молитва есть обращение к богу, который все видит и все поймет – это, в принципе, эксгибиционистский акт. Но тут сталкиваются два комплекса: эксвуайеристский и эдипальный, ведь под влиянием последнего бог он мужского рода. Это ведет к фрустрации молящегося и способствует коллективному неврозу, компромиссом является введение в христианский иконостас женских образов, богоматери-заступницы. Предлагаю обсудить на форуме проблему «Эксвуайеризм и культура»,
Михаил Заборов