“Бог не фраер, он все видит”, – изучаем психологию отношений с Миром и Богом

Аватар пользователя Tony Berne
Психолог · г. Днепр
6 лет на сайте, рейтинг: 14


Здравствуй, читатель!

Предполагаю, что увидев название, твой мозг судорожно пытается провести параллели между блатным жаргоном и наукой, нащупать какую-то логику. И ведь действительно, заголовок создает каламбур, аналогичный происходящему в фильме “ДМБ”: 
— Видишь логику? 
— Нет! 
— И я не вижу. А она есть!

Это я к тому, что стоит только приглядеться к якобы “пустым” вещам, и в них сразу находятся новые, ранее скрытые контексты и содержания. Ведь открывая полюбившуюся в детстве книгу, во взрослом возрасте мы видим там совсем не приключения, а глубинные смыслы, которые на самом деле хотел показать автор. Так и эта, на первый взгляд блатная фраза, на деле описывает взаимоотношения человека с Миром и Богом. 

Слово “фраер” в криминальном жаргоне обозначает человека, который не сидел в тюрьме и не имеет отношения к блатному миру. Для преступника это лох, чужак, которого можно и нужно обманывать. Следовательно, фраза “Бог не фраер” обозначает, что “Бог не лох”, и не стоит воспринимать его как чужака. Ведь как только Бог становится для нас внутренним помощником, “своим”, мы перестаем видеть в нём карателя и палача.

К несчастью, в головах большинства современных граждан преобладает противоположное убеждение – “Бог фраер”, то есть некий злой дядька, который посылает с неба проклятия и катаклизмы. Рядовому гражданину вообще не понятно, зачем Всевышний создал Мир, переполненный лишь несправедливостью и страданием. И если мы соглашаемся с такой картиной, то вырабатываем один из двух типов отношения к Богу: 1) Я – раб божий; 2) Я – слуга божий.

В первом случае индивид ощущает себя грешным и ничтожным, а возникающие на жизненном пути проблемы и трудности воспринимает как вселенскую несправедливость. “Ну почему опять Я?” – вопрошает в порыве отчаяния такой человек. Ведь Господь для него – полицейский с дубинкой, в качестве наказания за грехи подкидывающий неудачи и перипетии судьбы. 
Второй тип отношения (Я – слуга Бога) также не приносит человеку счастья и спокойствия, поскольку имеет схожее основание. “Я – неудачник, мир – тоже не супер, да еще и сверху вставляют палки в колеса”. Примерно так выглядит типичный внутренний диалог такой личности. “И в чем же отличие?” - спросите вы. Ведь как в первом, так и во втором случае человек смотрит на мир с неблагополучной позиции, не ожидает от Всевышнего ничего хорошего. Разница состоит в том, что раб Божий избегает грехов потому, что боится наказания; слуга Божий ведет праведную жизнь, чтобы заслужить хорошее место на небесах. В научной терминологии это отражается двумя типами мотивации - избегания неудач и достижения успеха соответственно. Итак, еще раз, для прояснения: 
Раб Бога – “я не грешу, потому что Бог меня накажет” (мотивация избегания неудач).
Слуга Бога – “я не грешу, чтобы попасть в Рай” (мотивация достижения).

Интересно отследить истоки появления этих двух видов восприятия. Отмечу, что они встречаются лишь у людей “без царя в голове”, т.е. у достаточно слабых и зависимых личностей. А что нужно зависимому? – правильно, объект зависимости (бутылка, компьютерная игра, другой человек, Бог) за счет которого можно удовлетворять свои потребности. Вера в Бога как карателя очень выгодна, поскольку на его козни всегда можно сослаться для оправдания неудач (Господь наказал). 

Но в этом убеждении содержится фундаментальная ошибка – Всевышнего стали воспринимать через призму человеческих категорий. Его прировняли к Небесному Царю, Судье, который создал мир и установил в нем свои правила. Соблюдение правил – благо. Несоблюдение – грех, преступление перед Богом. Если нарушаешь правила, то знай, что за этим последует наказание. Все как у людей: “Царь, суд, тюрьма”. Вот только божественностью здесь и не пахнет, ведь у Бога все не как у людей. “Он благ. Он пребывает в абсолютном покое. То, что мы подразумеваем под Его «гневом», – наша извращенная проекция Его заботы. “Гнев Божий” – это Промысл, криво отраженный в нашей душе”. (Константин Камышанов)

Однако подождите отчаиваться, ведь это не конец. Есть и третья, благополучная позиция, пребывая в которой человек ощущает единство и гармонию с Миром, Богом и самим собой – это позиция сына Господа. Скажу сразу – вам не потребуется посещать церковь, молиться 20 раз в день, еженедельно ставить свечки, нет. Ведь речь идет о внутренней перестройке своего восприятия. Божий сын видит, что мир вокруг уникален и является пространством для получения опыта. Чтобы обрести этот опыт, неизбежно проходишь через поражения, падения, неудачи. Но это не является наказанием Всевышнего, а суть его забота о нас. “Это наша злость, а не жестокость Бога, бросает нас в объятия беспощадных разрушителей – духов злобы. И мы по своей слепоте и жестокости свои свойства зла приписываем Богу.” – пишет протоиерей Константин Камышанов. 

Нам всегда легче обвинить в своих провалах судьбу, политиков, Господа, лишь бы не принимать ответственность за свою лень и недоработки. Поступая так, мы лишаемся контакта со всей полнотой жизни, с развивающим полюсом неудач, без которого не было бы всего светлого – развития и роста, любви, доброты и честности. “Не ошибается тот, кто ничего не делает, хотя это и есть его основная ошибка” – говорил А.Н.Толстой. 

Взлеты и падения являются нормальной динамикой жизни, особенность лишь в том, как человек воспринимает их. Для одного неудача – полезная информация о слабых местах, возможных перспективах роста. Для второго это крах, причина опустить руки и больше не пытаться. Это различие напоминает мне слова пророка Мухаммада: “Говорят, что люди подобны либо пчёлам, либо мухам. Если на большой куче навоза вырастет цветок, то пчела садится именно на него, не обращая внимания на навоз. А муха, если кто-то справит большую нужду в центре цветочного поля, найдёт именно это место и сядет на него.”

Добавлю, что не случайно китайское слово, означающее “кризис” состоит из двух иероглифов – “опасность” и “возможность”. Ведь отвергая обучающую сторону ошибок, оставляя прошлый опыт без проработки, мы наступаем на знакомые грабли снова и снова. Так жизнь указывает нам на повторяющиеся ситуации и устойчивые паттерны поведения, дает нам понять, что эти аспекты требуют проработки, а не обвинения других и продолжения жизни по привычному сценарию. 

Впрочем, сценарии жизни человека это уже совершенно другая история. О них мы поговорим в следующее воскресенье. 
 

Ключевые слова: не указаны
Оставить комментарий