Законы, явления и эффекты процессов памяти

Законы памяти необходимо изучать, чтобы использовать их для индивидуального развития человека, а также для эффективной организации его знаний и навыков в сфере профессиональной деятельности.

Ассоциативный закон памяти устанавливает фяХ1 зависимости процессов запоминания, сохранения и восстановления информации от ассоциативных связей между ее фрагментами или фрагментами другой информации по параметрам схожести, контрасту, смысловому содержанию и смежности.

Закон осознания утверждает, что процессы памяти зависят от степени осмысленности информации, подлежащей запоминанию, сохранению и последующему восстановлению.

Закон эмоциональной окраски фиксирует зависимость памяти от уровня эмоциональной реакции индивида, сопровождающей процессы запоминания, сохранения, восстановления и забывания информации. Данный закон имеет следствия: «эффект края», «эффект первичности» и «эффект недавности». «Эффект края» состоит в более прочном запоминании начала и конца поступающей информации (это даже отражено в пословице: «Первое и последнее впечатления о человеке прилипчивы»).

«Эффект первичности» говорит о более высокой вероятности припоминания нескольких первых элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами. «Эффект недавности» (или новизны) заключается в большей вероятности припоминания последних элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами. Так, по отношению к знакомому человеку наиболее значимой является последняя информация о нем. Что же касается незнакомца, то более значимой оказывается первая информация.

Все эти эффекты объясняются ограниченностью емкости (объема) кратковременной и оперативной памяти, а также буферной функцией этих видов памяти. Вновь поступающий сигнал вытесняет один из ранее поступивших (конечно, при условии, что тот не перешел в долговременную память). В этой связи сигналы, поступившие в буферную память первыми и последними, закрепляются прочнее по сравнению с сигналами, поступившими в середине.

Закон актуальных потребностей устанавливает факт влияния на процессы памяти потребностей и мотивов человека. Следствием этого закона можно считать эффект Зейгарник: из серии выполняемых человеком различных заданий он впоследствии вспоминает чаще те из них, которые остались незавершенными. Дело в том, что незавершенные дела порождают неудовлетворенные потребности, которые в соответствии с законом актуальных потребностей активизируют процесс сохранения памяти.

Закон речевого и образного сопровождения памяти утверждает, что речевая интерпретация запоминаемого материала существенным образом влияет на процессы памяти. Это можно объяснить тем, что в памяти человека информация хранится в виде образов и внутренней речи. Перевод чувственного восприятия материала на язык «мышления» и образов обеспечивает передачу информации из кратковременной в долговременную память (и наоборот).

Закономерности забывания информации описываются некоторыми кривыми, явлениями и эффектами.

Кривая забывания Эббингауза описывает влияние времени на процесс забывания информации, полученной на основе механического запоминания логически бессвязных между собой знаков.

Этот процесс происходит неравномерно: сразу-после запоминания забывание идет быстро, а затем замедляется. Так, из кривой следует, что информация теряется^ быстрее всего (около 65% от первоначальных 100%) в первые 9-10 ч после ее усвоения, а затем в течение последующих 7 дней потери не превышают 20%.

Интересно, что аналогичный характер имеет кривая забывания информации и с внутренней логической связью между знаками.

К факторам забывания, кроме времени, относят защитные механизмы памяти, характер и последовательность текущих занятий, функциональные и эмоциональные состояния индивида, мотивационные процессы и др. Так, мотивированное забывание (по 3. Фрейду) направлено на подавление неприятных воспоминаний. Человек уклоняется от посещения какого-то места, напоминающего ему о тяжелых переживаниях, прячет подальше соответствующие вещи, старается не вспоминать и не говорить о пережитых им жутких событиях своей жизни. Защитные механизмы психики вытесняют из памяти события, нарушающие психическое равновесие индивида.

Многочисленность факторов, приводящих к потере информации, требует в каждом конкретном случае учитывать частные закономерности. Например, причина забывания может заключаться в явлении интерференции следов памяти. Интерференция (что в переводе со старофранцузского означает «мешать друг другу») - явление взаимного негативного влияния одной информации на другую при ее последовательном поступлении в память. Выделяют два типа интерференции:

  • прогрессивную (в смысле воздействия на будущее), при которой ранее поступившая информация стирает следы вновь поступающей (например, новосел, долго проживший по одному адресу, сначала указывает не новый, а старый адрес);
  • регрессивную (в смысле воздействия на прошлое), при которой вновь поступающая информация стирает следы ранее поступившей (так, если студент не отрабатывал материалы лекций в течение семестра, то изучение текста непосредственно перед экзаменом приведет к тому, что, дочитав последнюю страницу лекции 15, он на 25-30% забывает текст первой лекции).

Регрессивная интерференция является одной из существенных причин, обусловливающих характер кривой закона забывания Эббингауза.

Явление интерференции нельзя путать с феноменом позитивного переноса, когда предыдущая информация способствует запоминанию новой. Этот феномен наблюдается, например, у бывалого автолюбителя, когда он после смены марки автомобиля начинает обучаться вождению новой марки автомобиля. Аналогичный эффект присутствует у полиглота, приступающего к изучению очередного иностранного языка.

В процессах забывания имеются исключения. Так, эффект обратного хода памяти Рибо свидетельствует, о том, что пожилой человек может до деталей воспроизвести события давно прошедших дней и тут же забыть события сегодняшнего.

Ключевые слова: Память
Источник: Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Материалы по теме
Основные свойства памяти
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Филогенетические уровни биологической памяти
...
Развитие памяти
Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Факторы, влияющие на запоминание
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Определение памяти
Штейнмец А.Э., Общая психология
Ассоциации и их физиологическая основа
Теплов Б.М., Психология
Память у детей с задержкой психического развития
Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-...
Память
...
Оставить комментарий