Есть две главные задачи психологии труда и инженерной психологии:
- Повышение производительности, эффективности трудовой деятельности.
- Гуманизация трудовой деятельности и содействие развитию личности в ней.
В настоящее время существует несколько классификаций частных задач психологии труда и инженерной психологии. Наиболее простая и общая классификация представляет собой разделение задач на теоретические (исследовательские) и прикладные.
Первая группа задач (повышение производительности, эффективности трудовой деятельности) обусловлена одновременно и психологическими особенностями субъекта труда, его структурой, и связью психологии труда с общепсихологической проблематикой. К числу основных исследовательских задач психологии труда относят:
- -исследование особенностей психических процессов (ощущения, восприятия, внимания, представления, памяти, мышления и др.) как регуляторов трудовой деятельности и их развития в ходе ее осуществления;
- изучение основных психических свойств субъекта трудовой деятельности и их структуры как факторов организации трудовой деятельности и обеспечения определенного уровня ее эффективности;
- изучение особенностей и структуры функциональных состояний в трудовой деятельности (так называемых праксических состояний), а также их связи с динамикой трудового процесса и его эффективностью;
- исследование закономерностей развития личности в трудовом процессе;
- раскрытие особенностей взаимной детерминации (обусловленности) личности и профессии;
- изучение проблемы мотивации трудовой деятельности;
- раскрытие основных закономерностей формирования и развития системы профессиональных мотивов личности;
- установление влияния мотивационной системы личности на эффективность трудовой деятельности и разработка на этой базе психологически обоснованной системы стимулирования труда;
- изучение эмоционально-волевой сферы личности как регулятора трудовой деятельности;
- раскрытие механизмов и закономерностей устойчивости (резистентности) личности к экстремальным условиям деятельности - ее стрессустойчивости;
- раскрытие психологического содержания, состава, структуры и механизмов трудовой деятельности на основе общепсихологически представлений, сформулированных в теории деятельности;
- разработку психологической проблемы способностей по отношению к различным видам и типам трудовой деятельности;
- установление закономерностей структуры способностей субъекта и развитие необходимых способностей в процессе овладения деятельностью;
- исследование социально-психологических факторов трудовой деятельности, определяющих содержание «организационной среды» деятельности и влияющих на эффективность деятельности и удовлетворенность трудом.
Вторая группа задач (гуманизация трудовой деятельности и содействие развитию личности в ней) определяется теми практическими потребностями, которые чаще всего возникают в ходе психологического изучения и оптимизации трудовой деятельности. Наиболее типичными и важными среди прикладных задач являются:
- разработка теоретико-психологических основ и конкретных прикладных процедур профессионального отбора;
- развитие исследований и разработок по важнейшей прикладной проблеме -профессиональной ориентации личности;
- оптимизация процедур профессиональной подготовки, проблема профессионального обучения в целом;
- психологическая рационализация и оптимизация содержания и условий профессиональной деятельности на основе раскрытия и учета психологических особенностей субъекта труда;
- разработка теоретически обоснованных и практически эффективных систем и процедур проведения профессиональной аттестации, осуществляемой в различных целях (отбор, подбор, набор, «вербовка» кадров);
- разработка психологических основ и конкретных требований, направленных на учет психологических особенностей субъекта при проектировании новых технологий и новых средств труда;
- определение оптимальных путей сопряжения и адаптации человека и техники;
- разработка оптимальных режимов труда и отдыха для разных видов и типов трудовой деятельности;
- определение психологических особенностей и наиболее эффективных путей и способов коррекции организационной среды трудовой деятельности;
- разработка психологических средств мотивационного обогащения трудовой деятельности, повышения ее «мотивационного потенциала» и содействие тем самым гуманизации труда, повышению удовлетворенности субъекта от его реализации;
- разработка норм, правил и процедур техники безопасности;
- содействие снижению профессионального травматизма и профессиональной заболеваемости.
Указанные задачи не исчерпывают всей проблематики психологии труда, всех ее направлений и целей, а лишь являются основными.