История психологии занимается изучением закономерностей возникновения и развития психологического знания.
Основными задачами истории психологии являются следующие:
- Изучить закономерности развития психологии как науки.
- Изучить причины возникновения и развития тех или иных психологических концепций и школ.
- Изучить развитие психологического знания в социокультурном контексте.
- Изучить роль личности в истории развития психологии.
Основными принципами историко-психологического исследования являются:
- принцип историзма,
- принцип системности,
- принцип научности,
- принцип единства логического и исторического,
- принцип детерминизма,
- принцип развития.
Принцип историзма подразумевает необходимость учета генезиса и основных этапов развития тех или иных научных концепций в процессе историко-психологического исследования.
Принцип системности ориентирует исследователя на строгий учет в процессе изучения историко-психологического факта всей совокупности связей данного факта с другими историко-психологическими фактами.
Принцип научности требует от исследователя обращений только к научным фактам и использованию только научных методов доказательства в процессе историко-психологического исследования.
Принцип единства логического и исторического ориентирует исследователя на теоретический анализ изучаемого историко-психологического факта, а не на его формальное описание.
Принцип детерминизма требует от исследователя необходимости учета причинного объяснения любого историко-психологического факта.
Принцип развития ориентирует исследователя на рассмотрение в динамике (а не статически) развития любого историко-психологического феномена.
Наиболее востребованными методами истории психологии являются:
- теоретическая реконструкция,
- изучение научных школ,
- изучение архивных материалов,
- интервью,
- анализ научных ссылок,
- биографический и автобиографический методы и др.
Метод изучения научных школ позволяет исследовать специфику различных научных школ, методы производства научного знания, особенности коммуникаций между представителями той или иной научной школы. Использование данного метода историко-психологического исследования представляет собой кропотливый процесс детального изучения каждой научной психологической школы.
Метод изучения архивных материалов состоит в целенаправленном поиске научных трудов, результатом которого является создание комментариев к текстовой информации и снабжение ее необходимыми примечаниями.
Сущность метода интервьюирования заключается в беседе, проводимой исследователем с ученым-психологом. В соответствии с задачами исследования в ходе интервью с помощью конкретных вопросов добывается необходимая информация. Данный метод позволяет понять специфику теории через ее создателя.
Метод анализа научных ссылок позволяет получать важные сведения о наличии связей между научными школами и направлениями в психологии, а также о состоянии и тенденциях развития психологического знания с помощью установления частоты цитирования научных трудов.
Биографический и автобиографический методы позволяют исследователям воссоздавать атмосферу жизни ученого, разработчика той или иной теории, что позволяет продуктивно понять суть той или иной теории.