Задачи и методы развития коммуникативных навыков личности

Есть ли какие-либо значимые закономерности в выявленных разноуровневых коммуникативных навыках людей? Результаты проведенных исследований свидетельствуют, что четко выраженной взаимозависимости между социально-демографическими характеристиками опрошенных и проявленным ими уровнем коммуникативных навыков нет. Иными словами, умение человека ( имеется в виду уже сложившаяся личность) понимать авторские интенции не зависит ни от пола, ни от места жительства, ни от должности, ни от возраста, ни даже от образования. Так, например, интерпретировали адекватно материалы СМК самые разные по социально-демографическим характеристикам представители аудитории, в том числе малограмотные, проживающие в отдаленной местности, занимающие рядовые должности; интерпретировали неадекватно - также самые разные люди, и среди них порой оказывались жители столицы, обладающие учеными степенями.

Не очень явственно, но некоторая зависимость в коммуникативных навыках людей прослеживается по отношению к их условиям жизни. Такое наблюдение было осуществлено в 90-ые годы при изучении особенностей восприятия информационных и общественно-политических телепрограмм (отнесение к группе по условиям жизни осуществлялось, исходя из комплекса таких показателей, как доход, количество членов семьи, жилищные условия, наличие в семье малолетних, пенсионеров, инвалидов, больных, безработных, возможность дополнительного заработка и т.д.). В результате комплексного анализа ответов на вопросы анкеты были условно выделены группы респондентов с хорошими, удовлетворительными и плохими условиями жизни.

Оказалось, что у респондентов, адекватно интерпретировавших общественно-политические и информационные телепрограммы, условия жизни чаще были хорошими.

У респондентов, частично адекватно интерпретировавших общественно-политические и информационные телепрограммы, условия жизни чаще были удовлетворительными.

У респондентов, неадекватно интерпретировавших общественно-политические и информационные телепрограммы, условия жизни чаще были плохими.

Решение социально-экономических задач, направленных на повышение уровня жизни людей, скорее всего, повысит качество их интерпретаций, однако, как нам представляется, это одна из ступеней решения проблемы развития коммуникативных навыков наших современников. Напомним, что неадекватные интерпретации встречаются и среди респондентов с хорошими условиями жизни, а адекватные - среди тех, чьи условия жизни плохие.

В наших исследованиях была выявлена и некоторая зависимость между качеством коммуникативных навыков и такой социокультурной характеристикой, как направленность интересов личности. Отнесение к группе по направленности интересов осуществлялось исходя из комплекса таких показателей, как, во-первых, жанрово-содержательные особенности тех органов СМК и транслируемых в них материалов, которые респондент знает, любит, регулярно к ним обращается (газет, журналов, теле- или радиопрограмм, интернет-сайтов); во-вторых, значимым показателем было знание респондентом фамилий известных людей (персоналий) и актуальных проблем в той или иной социокультурной сфере. В наших исследованиях в результате комплексного анализа ответов респондентов обычно выделяются три группы, соответственно проявленному интересу к содержательному наполнению текстов, ставших предметом анализа: с высоким, средним и низким уровнями (понятно, что тексты дифференцируются по содержанию, например, научные, юмористические, политические).

Оказалось, что среди респондентов, адекватно интерпретировавших общественно-политические и информационные телепрограммы, чаще встречались люди с высоким уровнем проявленного интереса к материалам соответствующего содержания.

Среди респондентов, частично адекватно интерпретировавших общественно-политические и информационные телепрограммы, преобладали люди со средним уровнем проявленного интереса к материалам соответствующего содержания.

И среди респондентов, неадекватно интерпретировавших общественно-политические и информационные телепрограммы, преобладали люди с низким уровнем проявленного интереса к материалам соответствующего содержания.

Направленность интересов, безусловно, важный критерий, определяющий особенности отбора и восприятия информации личностью. Однако надеяться на то, что интерес автоматически обеспечивает адекватность восприятия, к сожалению, не приходится. Так, например, школьникам г. Москвы (исследование проводилось в 2003-2004 гг., в нем приняло участие более 600 детей) было предложено рассказать о любимой в раннем детстве сказке и, по собственному выбору, о недавно прочитанной, показавшейся интересной книге. Число адекватных интерпретаций, однако, и при пересказе любимых, понравившихся респондентам произведений оказалось небольшим - 18,2%.

Значимым показателем, определяющим качество общения, являются семиосоциопсихологические характеристики людей. "К таковым можно отнести уровень коммуникативно-познавательных умений и перцептивной готовности, наличие определенных навыков (в том числе атенционных) и нравственных установок к адекватному преобразованию текстуально организованной смысловой информации. Выступая как условный группообразующий социально-психологический признак, соответствующая интегральная характеристика, определяемая как уровень семиосоцио-психологической подготовки, существенным образом влияет на меру адекватности интерпретации авторской концепции, замысла общения, а значит, на возможность диалога как смыслового контакта".

Одной из характеристик уровня коммуникативно-познавательных умений является тезаурус - открытая и подвижная система значений, хранящаяся в памяти индивида и организованная по принципу от общего к частному внутри определенной системы употребления.

Для определения уровня коммуникативно-познавательных умений (семиотической подготовки) разработан ряд тестов и заданий, а также способов их анализа. Так, выясняется степень владения респондентом языком, лексикой, символами, знаками, фамилиями, терминами и т.д., необходимыми для адекватного интерпретирования изучаемого текста, с учетом его содержания, жанра, стилистики, адресности.

На основании комплекса исследовательских данных о содержании, эмоциональной окрашенности, умении оперировать составными элементами тезауруса, а также данных об уровне перцептивной готовности к общению (стремления к адекватной интерпретации авторских интенций) и атенционных характеристик респондента (умения "включать" внимание) возникает возможность выделения так называемых семиотических групп.

При реализации проекта "Общественное мнение" было выделено семь семиотических групп, соответственно полученным исследовательским данным. В большинстве случаев прослеживалась взаимосвязь между уровнем коммуникативно-познавательных умений опрошенных и их навыками интерпретирования (всем опрошенным был предложен для ознакомления и дальнейшего интерпретирования эталонный текст). Поэтому закономерен вывод о необходимости развития коммуникативно-познавательных умений, обогащения тезауруса наших современников для совершенствования их навыков адекватного понимания и интерпретирования.

Однако была зафиксирована и "нетипичная", как казалось поначалу, ситуация: в ряде случаев адекватные интерпретации давали те респонденты, уровень коммуникативно-познавательных умений которых был низким. Иными словами, в знании соответствующей лексики, фамилий известных личностей и т. д. эти люди были по каким-то причинам несильны, но, тем не менее, качество интерпретирования предложенного им текста оказалось высоким. Число таких респондентов составило 2% от всего массива опрошенных; всего же, по данным проекта "Общественное мнение", высокий уровень коммуникативных навыков обнаружили 14% респондентов от всего массива опрошенных, включая и вышеупомянутые 2%.

Следовательно, можно сделать предположение о том, что коммуникативные навыки личности не всегда являются продолжением и следствием его коммуникативно-познавательных умений: эти характеристики в значительной степени взаимозависимые, однако не тождественные. Можно сделать предположение и о том, что развитие коммуникативных навыков личности следует начинать не после развития уровня его коммуникативно-познавательных умений, но - параллельно (в практике современного образования задача совершенствования коммуникативных навыков обучающихся пока что не ставится вообще).

Коммуникативные навыки автор семиосоциопсихологической парадигмы Т. М. Дридзе рассматривала как особый вид тренированности человека и считала целесообразным и возможным их развивать, начиная с раннего детства.

В соответствии с серией проведенных нами экспериментов, эффективным инструментом развития коммуникативных (интерпретационных) навыков личности является знакомство с общими принципами мотивационно-целевой организации текста.

Для студентов, учащейся молодежи и школьников старших классов, как правило, оказываются доступными приведенные в данном пособии семиосоциопсихологические положения. Желаемый эффект обучения дают сочетающиеся с теорией инновационные семинары-тренинги, на которых на основе индивидуальных выступлений обучающихся (и последующих интерпретаций этих выступлений) выявляется уровень коммуникативных навыков каждого участника семинара, фиксируются случаи непонимания авторских интенций, находятся причины "коммуниктивных сбоев" (в мотивационно-целевых структурах выступлений) и, далее, способы их предотвращения при аналогичных формах общения. Обучающиеся получают также конкретные рекомендации, направленные на поиск и отработку диалогического имиджа, при котором между общающимися сторонами возникает смысловой и эмоциональный контакт.

Ключевые слова: Коммуникация, Личность
Источник: Адамьянц Т.З., Социальная коммуникация
Материалы по теме
Реакции личности на болезнь
Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология
Мудрость
...
Представления античных философов об активности личности
Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010
Развитие творческого потенциала личности в онтогенезе
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Невербальная коммуникация
Леонов Н.И., Психология делового общения
История становления психологии личности. проблема личности в современной психологии
Поликарпов В.А., Психология личности
Развитие личности в юности
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Истерическое расстройство личности
Клиническая психиатрия
Оставить комментарий