Воображение как процесс преобразования представлений

Воображаемые образы только лишь кажутся полностью оторванными от действительности. Но они не возникают «из ничего». Источником воображаемых образов является реальная действительность, жизненный опыт человека, его общая культура и индивидуальность.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения.

Образы воображения, представляющие собой нечто несуществующее, неявное, необычное, возникают на основе преобразования имеющихся у человека образов памяти. Правда, воображение не задает строгой программы самой деятельности, хотя порой и заменяет эту деятельность.


В любом случае формирование образа воображения включает мыслительные операции анализа, абстрагирования и синтеза.
Анализ позволяет выделить в образе воображения отдельные элементы объекта.
Абстрагирование, отделяя и освобождая образы этих частей и самого объекта от всего, что их окружает способствует возникновению процесса воображения.
В результате синтеза порождаются разнообразные связи между образами элементов объекта в совокупности приводящие к совершенно новому образу нового объекта не имеющему аналога в реальной жизни.
Имеется ряд способов синтеза образов воображения: агглютинация, акцентирование, типизация, гиперболизация:

Агглютинация. В сознании человека в едином образе соединяются самые, казалось бы, разные элементы, образуя чаще всего нepeaльный совокупный объект. Вспомним сказку о ковре-самолете. В ней было больше мечты, чем реальности. Однако же человечество все же сумело перекинуть мосты от образа воображения к действительности. А современные автомобили превзошли сказочную чудо печь Емели по комплектации: здесь  электропечь, холодильник, средства мобильной связи еще кое-что из того, что Емеле даже и не снилось.

Акцентирование. Способ основан на искусственном (порой утрированном) выделена часть из целого и придании ей ведущей роли в образуемом образе. Таковы, например, образы политиков, бизнесменов, создаваемые в виде кукол в одноименной телевизионной передаче телевидения России. Автор выхватывает из облика человека, которому посвящается рисунок, «самое-самое», что позволяет читателям Узнать его. Этот способ активно используют артисты на сцене, подражая «оригиналу» голосом, движениями и др.

Типизация. Способ предполагает формирование образа который впитывает в себя черты, характерные для многих обобщаемых объектов, становится их «полномочным представителем». В литературе, например, так поступают, когда описывают собирательный образ героя целой эпохи.

Гиперболизация. Способ предполагает умышленное существенное преувеличение или преуменьшение характеристик и элементов объектов, их размеров, численности и т.д. (трехглавый змей, сказочные великаны).


 

Функции воображения:

  • представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими при решении задач;
  • регулирования эмоциональных отношений;
  • произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
  • формирование внутреннего плана человека;
  • планирование и программирование деятельности человека.

Формы выражения воображения:

  1. Построение образа, средств и конечного результата деятельности.
  2. Создание программы поведения в условиях неопределенности ситуации.
  3. Создание образов, соответствующих описанию объекта и др.
Ключевые слова: Воображение, Представление
Источник: Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Материалы по теме
Преобразование представлений в воображении
Теплов Б.М., Психология
Представление и воображение
Кравченко А.И. - Психология и педагогика (Высшее образование) - 2008
Восприятие и представление
Кравченко А.И. - Психология и педагогика (Высшее образование) - 2008
Свойства воображения
...
Воображение и личность
Штейнмец А.Э., Общая психология
Возрастные особенности воображения
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Понятие и его отличия от представления
Саенко Ю.В., Общая психология. Часть 3
Воображение
...
Оставить комментарий