Воображение


Изучая удивительную способность человека создавать что-либо новое — качество, которым не обладает, по всей видимости, ни одно другое живущее на планете существо, мы сталкиваемся еще с одним феноменом психики человека. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт.

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек на ряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

Исследования показывают
Опыты врача Джоса Боша из Университета Огайо показали, что стрессы могут повышать сопротивляемость организма — но только в том случае, если человек вовлечен в стрессовую ситуацию активно, а не переживает ее пассивно, как делает это любитель ужасов на видео.

В психологии существует традиция рассматривать воображение в качестве отдельного психического процесса наряду с восприятием, памятью, вниманием и др. В последнее время все большее распространение получает идущая от И. Канта трактовка воображения как всеобщего свойства сознания.

Воображение — создание в процессе мышления новых образов на основе прошлых восприятий и имеющихся понятий. Его суть — в формировании образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. И происходит подобное путем перестройки имеющихся представлений. Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Это способность психики создавать идеальные модели, прообразы будущего, ориентирующие движение человеческой практики.

Функция воображения заключается в изменении образов, что является непременным условием любого творческого процесса. Благодаря воображению человек имеет возможность представить до начала работы готовый результата труда. Возможность воображения забегать вперед, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем показывает тесную связь воображения и мышления.

Воображение — это образное конструирование содержания понятия о предмете. Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотношение всеобщего и идентичного на чувственном опыте уже произведено.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает и такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система — слово.

Процесс воображения — это совместная работа обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их замещения.

При построении типологии видов воображения за основание принимают два критерия:

  • степень активности
  • степень волевых усилий.

По первому основанию различают активное и пассивное воображение, по второму — преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное).

Активное воображение может быть воссоздающим (репродуктивным) и творческим (продуктивным). Воссоздающее воображение предполагает создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Без него невозможны такие виды человеческой деятельности, как чтение литературы, изучение географических карт и исторических описаний, рассмотрение чертежей и проектов. Творческое воображение выражается в создании нового, оригинального образа, идеи. Оно незаменимо в научной, литературной, театральной и художественной деятельности, где создаются новые теории, спектакли, романы и картины.

Для пассивного воображения характерно создание образов и программ, которые не воплощаются и не могут быть воплощены в жизнь. К нему относятся процессы, возникающие в периоды погружения в сумеречное состояние сознания под действием гипноза, алкоголя, наркотиков и других галлюциногенов. При этом из бессознательного поднимаются не осознаваемые в бодрствующем состоянии образы, причудливым способом выражающие желания данного человека, его страхи, боль, мечты о вечном блаженстве и т. п.

Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Непреднамеренное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне. Ярким примером служат галлюцинация, когда человек видит несуществующий объект. Преднамеренное воображение проявляет себя в трех формах:

  • мечты — образы желаемого будущего;
  • грезы — образы актуально переживаемого ирреального;
  • фантазии — образы возможного будущего.

Они могут выполнять функции снятия напряжения, целепологания, предвосхищения (антиципации), мобилизации ресурсов человека.

В грезах ярко обнаруживаются интересы, склонности человека, его потребности. Близкими к грезам являются мечты — намеренное создание образа желаемого будущего, того, что человек хотел бы осуществить, но в данный момент не может, что удовлетворяет самые сокровенные его желания. Мечты от грез отличаются тем, что предполагают возможность своего практического воплощения. Даже если она и не осуществляется, то причина находится не в ее содержании, а в чем-то ином.

классификация типов воображения

В своих мечтах человек всегда создает образ желаемого, идеального или утопического будущего, такой мир, в котором человек хотел бы побывать, но не может этого сделать в силу каких-либо материальных ограничений. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Мечта касается повседневной жизни людей и поэтического творчества. Чувственно-эмоциональной разновидностью мечты выступают грезы и близкие им фантазии. Грезами обычно именуют «сладостные мечтания», несбыточные надежды, формы замещения настоящей реальности. Грезить — значит жить придуманной, нереальной жизнью. С этим связан эскапизм — уход от действительности в мир мечтаний и грез. Не случайно Голливуд называют «фабрикой грез», где, по словам главного героя фильма «Красотка» (современный вариант «Золушки»), сбываются самые несбыточные мечты. Надо только мечтать. И действительно, в кино можно осуществить самое заветное свое желание, которое в жизни, к сожалению, воплотить вряд ли удастся.

Постоянные или длительные неудачи способны ввергнуть человека в отчаяние или запустить мощный механизм психологической защиты — мечтания и грезы. Благодаря им человек воплощает в своем воображении то, чего не смог достичь на практике, и как бы успокаивается. В таком случае мечты и грезы выполняют позитивную функцию. Они обеспечивают временный уход от возникших проблем. Человек как бы берет тайм-аут, собирается с силами, оценивает свои возможности и силы. А главное — цену того, к чему он стремился, отвечая на вопрос: а стоит ли желаемое того, чтобы я платил за него столь высокую цену?

В научной деятельности получила широкое применение другая форма воображения — мысленный эксперимент. Некоторые процессы невозможно осуществить — из-за чрезвычайной сложности или масштабности — в реальных условиях, поэтому ученые призывают на помощь силу своего творческого воображения. С его помощью, например, физик в голове проигрывает какое-то событие или процесс, создавая ему идеальные условия. Великий Эйнштейн таким способом создавал общую теорию относительности, которая перевернула с ног на голову наши представления о геометрии Вселенной. Никакими приборами нельзя измерить относительность хода времени и уж тем более отправить в космос человека, а его близнеца оставить на Земле, отслеживая, с какой скоростью, как это мыслил Эйнштейн, они будут стареть. Только мысленный эксперимент позволил Галилею вывести правильный закон падения тел в вакууме. Никаких экспериментальных сведений о «черных дарах» наука не знает, но мысленный эксперимент и здесь помог построить объяснительную модель их динамики.

Американские социологу проведя статистическое обследование, установила что у невысоких и толстых женщин и мужчин на 10—20% меньше шансов сделать успешную карьеру в бизнесе и удачно жениться, чем это происходит у высоких и стройных людей.

Протеканию процесса ничто не мешает, поэтому в идеальном эксперименте выявляются существенные, самые главные черты события, которые в реальном эксперименте зафиксировать не всегда удается. С помощью наглядных образов можно совершать в голове идеальные операции с предметами, не прибегая к действиям с самими предметами: делить их, соединять между собой, выделять отдельные свойства, включать в новые связи. Мысленный эксперимент по логической структуре представляет собой гипотетико-дедуктивное построение, так как наряду с основными посылками, истинность которых установлена экспериментально или теоретически, в ходе исследования вводятся гипотетические посылки.

Как и в любом другом теоретическом построении, в мысленном эксперименте все операции должны подчиняться некоторым правилам, вытекающим из знания объективных, законов науки. Соблюдение этого условия служит гарантией высокой степени достоверности знаний, полученных в ходе исследования. Мысленный эксперимент можно охарактеризовать как эвристическую операцию следующими особенностями:

  1. это познавательный процесс, принимающий структуру реального эксперимента;
  2. вся цепь рассуждений ведется в нем на базе наглядных образов;
  3. мысленное экспериментирование связано с процессом идеализации;
  4. по своей логической структуре оно представляет собой гипотетико-дедуктивное построение;
  5. механизм мысленного эксперимента не автоматизирован, а связан с процессом решения возникшей в ходе исследования задачи;
  6. мысленное экспериментирование осуществляется на основе выработки программы, плана-схемы мыслительных действий по переработке исходной информации;
  7. мысленный эксперимент сочетает в себе силу формального вывода с экспериментальной достоверностью.

Сегодня мысленные эксперименты ученые могут проецировать в компьютер, строить точные модели и расчеты, а кроме того, заставляют воображаемые модели двигаться во всех направлениях. Только благодаря виртуальной реальности и информационным технологиям можно создать движущуюся модель возникновения и развития торнадо или цунами, поскольку реальное нахождение человека в эпицентре событий для него чревато смертельным исходом.

Литературное творчество, например создание детективного рассказа, целиком строится на методе мысленного эксперимента, поскольку писатель проигрывает в своем воображении все сцены и действия героев. Иногда вживание в ситуацию или образ настолько сильное, что писатель получает нервный стресс. На воображении строятся театральная игра актеров и вживание в образ.

В воображении синтезируются все познавательные процессы. Выходя за пределы непосредственного чувственного отражения, воображение связано и с чувственными данными, и с абстракцией — в силу этого воображение преобразует реальность в идеальные модели. Эти модели являются средством проникновения в будущее и средством реконструкции прошлого.

Воображение выступает разновидностью когнитивных процессов и проявляется в способности человека создавать новые образы путем переработки старых. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Воображение позволяет реконструировать явления по их описаниям. Оно служит одним из механизмов творческой деятельности, поскольку и та заключается в преобразовании старого не изведанным еще путем.

Воображение — это образное конструирование содержания понятия о предмете еще до того, как сложится само понятие. Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Например, хорошо известно, что представление о вкусном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение, а внушая человеку представление об ожоге, можно вызвать реальные признаки «ожога» на коже. Стоит нам вообразить, что мы бежим по дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп.

Важная особенность воображения состоит в том, что оно способно субъективно замещать собой реальность. И не только в виде галлюцинаций, но практически во всех измененных состояниях сознания: во время медитации, творческого вдохновения, под гипнозом и т. п. В таких случаях создаваемая воображением картина может вызвать учащение пульса, изменение дыхания, побледнение лица, расширение зрачков и т. д. Другими словами, организм реагирует так, как будто воображаемые события происходят наяву, поэтому именно через воображение удается повлиять на органические процессы. На этом же механизме основываются случаи внушения различных болезней, что проявляется у лиц впечатлительных, с богатым воображением.

В психологии выделяют несколько путей построения образов воображения: агглютинация — соединение несоединимых в реальности качеств, свойств, элементов действительности; гиперболизация — значительное преувеличение свойств реальных объектов; заострение — выделение тех или иных признаков реальности как особо значимых; схематизация — сглаживание различий между объектами и произвольное наделение их конкретным образом: типизация — выделение существенного признака в однородных явлениях и наделение его конкретным образом.

Как основа всякой творческой деятельности, воображение одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное, техническое творчество. В этом смысле все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры в отличие от мира природы — все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

Ключевые слова: Воображение
Материалы по теме
Индивидуальные особенности воображения
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Особенности развития воображения младших школьников
Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста
Развитие воображения у детей
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Рекламный образ
Психология рекламы [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / Л.В. Лебедева. — М.:...
Классификация воображения
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Воображение и творческая деятельность
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Операции воображения
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Является ли мечта видом воображения?
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Оставить комментарий