Внутриорганизационные игры

Cотрудники организации, как правило играют в соответствующие внутриорганизационные игры. М.И. Станкин выделяет целый ряд таких игр.


Чаще всего психологические игры мешают установлению добрых отношений между людьми, снижают эффективность коллективных усилий. Но люди играют в них, так как они помогают поддерживать определенный уровень самоуважения, иногда получать право на безответственность, оправдаться перед самим собой и окружающими, снять с себя ответственность.

Виды внутриорганизационных игр:

  • «Казанская сирота». Подчиненный всячески избегает руководителя, что в случае необходимости позволяет ему заявить, что он был заброшен и им не руководили. Иногда провоцирует старшего на грубость и незаконные действия, а потом занимает позицию обиженного, жалуясь вышестоящему руководителю на неправомочные действия своего начальника. Для данного типа также характерно кокетливо заявлять, что порученное им задание невыполнимо. При этом человек притворяется слабосильным, не способным к серьезной умственной или физической работе, а то и просто глупеньким, чтобы вызвать сочувствие.
  • «Меня рвут на части». Любители этой игры стремятся получить как можно больше общественных нагрузок, не задумываясь над тем, как одновременно справятся с ними и своими функциональными обязанностями. Перегрузка позволяет им, с одной стороны, не выполнить серьезно ни одну из их обязанностей, а с другой - отказываться от нелегких заданий, выполняемых большинством их товарищей, ссылаясь на занятость.
  • «Святая простота» демонстрируют окружающим свою наивность, близорукость, неспособность довести начатое дело конца с целью вызвать у окружающих естественное желание оказать им помощь. В конечном счете они стараются переложить свои обязанности на других. Непонимание смысла этой игры приводит к тому, что так и происходит.
  • «Язык на плечо», цель - убедить социальное окружение, что исполнитель так занят, что любое новое поручение уже не может быть выполнено: у них нет уже ни сил, ни времени. Не закончив одно дело, они берутся за другое, что помогает им оправдать свою неисполнительность.
  • «Обездоленный начальник» - сотрудник отказывается руководить группой людей, созданной на определенное время для решения назревшей эпизодической задачи, мотивируя свой отказ тем, что у него нет административного ресурса, без которого руководить людьми невозможно.
  • «Золушка» - играющий постоянно обижается на все и всех, этим оправдывая свою неумелость или нежелание серьезно учиться, работать. Цель игры - вызвать сочувствие. Сочувствуя ему, следует не соглашаться с главным тезисом и на конкретных примерах показывать, что обида не помогает делу, что с его способностями и в данной обстановке можно добиться успеха.
  • «Клоун». Его жизненная концепция проста: «Я смеюсь, развлекаю вас и никому не делаю зла». Он стремится доказать, что он чудак, не от мира сего, науки или работа даются ему с трудом, да и просто не нужны. Это придает ему уверенность. Сотрудники хотя и высказывают ему свой востогр, между собой они нередко осуждают его, давая отрицательные оценки.
  • «Ах, какой я хороший». С целью поднять свой авторитет, вызывать уважение окружающих применяются разные варианты этой игры может быть как бы невзначай брошенная фраза о своих успехах. Hepедко с этой же целью, тоже как бы случайно, по-панибратски, упоминаются имена известных людей, якобы близких рассказчику.

Нередко от соискателя высокого авторитета можно услышать о его широкой осведомленности.
Достаточно жесткий вариант этой игры - осуждение окружающих. Но особенно нетерпим вариант этой игры, заключающийся в демонстративном нарушении общепринятых норм поведения.

В игры «клоун», «ах, какой я хороший» играют, как правило, люди, испытывающие недостаток внимания своих близких и руководителей,

«Любители катастроф». Пугают окружающих катастрофическими перспективами. Эта игра, как и другие подобные, с одной стороны помогает рассказчику привлечь к себе внимание, показать свою осведомленность и компетентность, а с другой-пробуждает отрицательные чувства у слушателей, и они начинают смотреть на незнакомых людей опаской, отказываются от контактов с ними, хотя часто сами страдают от этого.

При анализе причин психологических игр необходимо учитывать тот факт, что психологический сценарий жизни человека, как правило, согласуется с участием в определенной игре, хотя сам он этого не замечает. Так, традиционный профорг часто пытается внушить окружающим, что его рвут на части, а девушка - баловень родителей - любит сыграть в святую простоту.

Основным механизмом противодействия является отказ от поддержки со стороны руководства и коллег. При этом необходимо учитывать,что и игры - способ своеобразной самозащиты, притворства отдельных членов коллектива, стремление обеспечить себе особые привилегии в организации.

Чтобы оказать воздействие на «игроков», необходимо соблюдать ряд психологических рекомендаций. Игроку необходимо сказать то, чего они хотят. Самовыражение - доминирующая потребность человеческой натуры.

Целесообразно, игнорируя занимаемую сотрудником позицию, обнаружить ту сферу деятельности, где он сильнее своих товарищей, и демонстрировать ему искреннее уважение за реально достигнутые успехи.

Особый подход требуется к участникам игры «Золушка». Поступать с ними следует очень осторожно. Целесообразно, сочувствуя им, не соглашаться с главным тезисом и на ярких примерах показывать, что обида не помогает делу, что и в данной обстановке можно добиться успеха.

Поговорите сочувственно с «казанской сиротой». Убедите ее, что естественное поручение, которое ей дается, посильно для нее. Человеку свойственно стремление к собственной значимости. Дайте высокую оценку «игроку», и, скорее всего, он ее оправдает. Выразите уверенность, что он справится с заданием и добьется успеха. Почти каждый человек придает все усилия к тому, чтобы поддержать ту репутацию, которая у Него сложилась.

Попросите помощи у «святой простоты». Подчеркните этим ее значительность, веру в знание дела. В случае необходимости дайте ей время на подготовку к ответу. Человек, к которому обращаются за советом, помощью, начинает чувствовать свою значительность и более ответственно относится к выполнению своих обязанностей.

Посочувствуйте играющим в «меня рвут на части» и «язык на плечо». Выразите удивление размахом их работы. Скажите, что вы с таким кругом обязанностей просто не справились бы. Предложите для успеха дела разгрузить подчиненного, так как новое поручение совершенно Необходимо выполнить, больше с ним никто не справится.

«Обездоленного начальника» необходимо познакомить с методами и приемами воспитательных воздействий, показать, что сила управленца не в наказании, а поощрение не сводится только к материальному вознаграждению. Важно привести примеры успешного воздействия на человека убеждением, примером, внушением, общественным мнением коллектива, поощрением.

Играющим в игры «клоун» и «ах, какой я хороший» выразите искреннее восхищение их способностями, проявите интерес к знаменитым друзьям «хорошего человека», к его знакомым в высших сферах. После выражения заинтересованности в его «хобби» дайте ответственное задание, а затем похвалите за успешное выполнение порученного. После этого неназойливо покажите, что человек славен своим трудом и никакие самые высокие родственники и приятели сделать его уважаем авторитетной личностью не могут.

Объясните «любителям катастроф», что, как только человек начинает жаловаться на плохую память, он действительно начинает все забывать. Тот, кто рассказывает всем о своем плохом здоровье, действительно начинает болеть. Боящийся несчастья сталкивается с неприятной ими бедами на каждом шагу. Уверенность в себе, жизненная сила не только помогают жить безбоязненно, но и являются главной причиной успешной повседневной жизни, в любой деятельности.

Не следует забывать, что негативный прием может быть использован и благополучным подчиненным, так как нередко он применяется непреднамеренно. Но в таких случаях разъяснение сути игры вызывают улыбку, предупреждает неприятные последствия и облегчает дальнейшую работу с подопечным.

Поскольку есть игры, существуют и соответствующие сценарии. Сценарий - это своеобразные шоры, ограничивающие спонтанное желание и характеризующиеся особым отношением к различным видим деятельности и поступкам человека.

Наиболее часто встречаются сценарии «До тех пор, пока...» и «После того, как...». Э. Берн дает отрицательную оценку сценариям «Никогда» и «До тех пор пока...», они, как правило выступают отрицательными стимуляторами и резко снижают мотивацию сотрудников. Особенно они негативны в интимных отношениях между мужчиной и женщиной, а также к негативным последствиям приводит педантичный сценарий »До тех пор, пока...»

В играх «До тех пор, пока...» и «После того, как...» просматривается авторитарный подход руководителя к потенциальным игрокам. Только дружелюбие, такт, сочувствие и, конечно, сочетание объективной требовательности с заботой о нуждах подчиненных позволяют умело руководить коллективом. Постарайтесь понять подчиненного. Поставьте себя на его место. Старайтесь не относить желания работников на далекое будущее, скатываясь, таким образом, на путь угрозы.

Часто сами сотрудники играют между собой в психологические игры внутри организации.

Чаще всего в обществе встречается игра «Кавалер». В ней мужчина, не имеющий сексуальных намерений, изощряется в оказании внимания даме, в произнесении изысканных комплиментов в ее адрес. Мужчина стремится вызвать восхищение не собой, не своими явными или тайными достоинствами, а только своей лирикой, положительными эмоциями, радостью от контактов с интересным человеком. В ответ на комплименты женщины, как правило, или молча наслаждаются, принимая их за чистую монету, или оценивают старания партнера улыбкой, благодарностью, ответным комплиментом, либо просто грубят, подозревая «кавалера» в намерениях, которых у него не было, разрушая тем самым игру, оскорбляя знакомого или сослуживца. Женщины также играют в эту игру, но в этом случае она называется «Поклонница».

Отдельные индивиды нередко играют в «Отличного парня», который внимателен к людям, вежлив, все время стремится кому-то помочь. Или, наоборот, в «Крутогомалого», который все время ищет способы кого-то задеть, обидеть, оскорбить, нанести ущерб. Его начинают остерегаться товарищи, сослуживцы, а он наслаждается трепетом окружающих.

Реже встречаются игры «Алкоголик», «Добряк», «Я тебе покажу», «Ты у меня наплачешься». Каждая из игр оказывает на судьбу человека большое, иногда решающее влияние. Некоторые из них становятся спутником личности на много лет, иногда на всю жизнь, и вовлекают в игру не только близких, но часто совсем не причастных к данному индивиду людей.

Также спокойно следует относиться к нередко встречающемся в управленческой деятельности антисценарию. Типичное для каждого человека стремление к самостоятельности нередко заставляет его отвергать самый разумный режим поведения, предлагаемый старшим. Его просят приходить на собрание за 5 минут до начала, а он приходит через 5 минут после начала. Если сотрудник игнорирует требования или советы руководителя, действует вопреки им, то он играет по антисценарию. И здесь, если он не глуп, нередко достаточно объяснить ему суть игры, в которую он играет, причины поведения, о которых он обычно не подозревает.

Понимание сути и причин психологических игр помогаем разобраться в отдельных аспектах человеческого поведения, делает общение с подчиненными более эффективным. Анализ сценария игры пом находить скрытый смысл межличностного взаимодействия, легко ориентироваться в мотивах собственных поступков и в поведении окружит щих, эффективнее руководить людьми.

Несмотря на то, что подчиненные и руководители играют во все многообразие игр по соответствующим сценариям и антисценариям, Д. Майере все многообразие проявления человеческих взаимоотношений в oрганизации (группе) свел к шести основным групповым феноменам.

  1. Социальная фасилитация (закономерность Зайенса) - присутствие рядом других всегда действует возбуждающе, что способствует решению простых задач, но затрудняет решение сложных.
  2. Социальная леность (закономерность Патане, Вильямса и Харкинса) - люди прилагают меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои анонимные усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности. При этом следует учитывать, что усилия уменьшаются, а леность возрастает при увеличении размеров группы.
  3. Деиндивидуализация (феномен Л.Фестингера) - утрата самосознания и боязнь оценки при ослабевании нормативного сдерживания. Когда возбуждение и размывание ответственности комбинируется, нормативное сдерживание, как правило, ослабевает.
  4. Феномен групповой поляризации (описанный С. Московичи и М. Завалоти) - обсуждение актуальных проблем в группе усиливает изначальные установки ее членов, как положительные, так и отрицательные, смещает среднюю тенденцию к одному из полюсов.
  5. Феномен огрупления мыишения (описанный И. Джанисом) - интересы групповой гармонии часто важнее принятия реалистического решения. Группа, как правило, стремится к внутренней гармонии даже вопреки требованиям принципа реализма.
  6. Феномен влияния меньшинства (описанный С.Московичи) - активное меньшинство всегда навяжет свою точку зрения пассивному большинству и поведет его за собой. Данные феномены показывают сложность, противоречивость, пульсирующий характер групповой жизнедеятельности. Знание руководителем закономерностей механизмов функционирования этих феноменов позволяет не только прогнозировать развитие групповых процессов внутри организации, но и управлять ими.
Ключевые слова: Организация
Материалы по теме
Учетная политика организации: формирование, изменения и раскрытие
Основы бухгалтерского учета : учебник и практикум для СПО / Т. В. Ворон- ченко. — 2-е изд...
Понятие права международных организаций
Международное право. Особенная часть : учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук...
Процесс организационных изменений
Модели и методы управления персоналом
Применение контроля в управлении организацией
Фролов С.С., Социология организаций
Управление социально-психологическим климатом организации
Урбанович А. А. Психология управления
Международные организации как арена дипломатической деятельности
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Проектирование организационных структур
Н. И. Кабушкин.. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Управление переменами
Питер Ф. Друкер, Задачи менеджмента в XXI веке
Оставить комментарий