Внутренняя и внешняя валидность: факторы их нарушения

Внутренняя валидность главным образом касается того, насколько в установленном в эксперименте факте отражена подлинная связь. Д. Кемпбелл так определяет внутреннюю валидность: действительно ли именно экспериментальное воздействие (независимая переменная) привело к изменениям в данном эксперименте (зависимая переменная)?

Внешняя валидность касается того, насколько обобщаемым (генерализуемым) оказался установленный эффект для:

  • популяций: можно ли распространить результаты на более многочисленные популяции, подобные изученной, или на популяции, не представленные в выборке?
  • контекстов (часто называется экологической валидностью): можно ли обобщать полученные данные применительно к похожим или к несколько отличающимся от изученной ситуациям?
  • конструктов: до какой степени этот эффект ограничен конкретными показателями использованных переменных?

Наиболее привычной реакцией при оценках научных исследований, особенно экспериментов, выступает обвинение в необъективности результатов, поскольку они не являются обобщенными и не могут быть перенесены на реальную почву. Как мы увидим при оценке экспериментального метода, существует определенный довод в пользу проведения хорошо контролируемых исследований, где в жертву приносится обобщаемость выводов ради прочной внутренней валидности. Как отметил Т. Лири (1995), наука склонна обобщать следствия из теории, а не результаты отдельных экспериментов. Последние применяются, чтобы в деталях проверять теорию. Если строгая проверка подтверждает теорию, то далее пробуют выяснить ее возможные практические приложения.

Факторы, нарушающие внутреннюю и внешнюю валидность

Факторы, влияющие на внутреннюю валидность эксперимента:

  1. фон - конкретные события, происходящие в период эксперимента, наряду с экспериментальным воздействием;
  2.  естественное развитие - изменение испытуемых, являющееся следствием течения времени (не связанные с конкретными событиями и воздействиями);
  3. эффект тестирования - влияние выполнения заданий, применяемых для измерения зависимой переменной, на результаты повторного тестирования;
  4. инструментальная погрешность (нестабильность измерительного инструмента) - влияние нестандартности применения тестов на результаты измерений;
  5. статистическая регрессия - отбор групп на основе крайних показателей и оценок (высоко и низко интеллектуальные участники);
  6. отбор испытуемых - неэквивалентность групп по составу, вызывающая появление систематической ошибки в результатах;
  7.  отсев - неравномерность выбывания испытуемых из сравниваемых групп;
  8.  взаимодействие фактора отбора с естественным развитием, которое принимается за результат экспериментального воздействия;

Факторы, влияющие на внешнюю валидность эксперимента:

  1. эффекты взаимодействия фактора отбора и экспериментального воздействия;
  2. условия организации эксперимента, вызывающие реакцию испытуемых на эксперимент - невозможность распространения экспериментальных данных на естественные, не экспериментальные условия;
  3. взаимная интерференция экспериментальных воздействий -неоднократное экспериментальное воздействие на одних и тех же испытуемых (остаточные следы более ранних экспериментальных воздействий - научение).

Таким образом, одним из важных аспектов повышения валидности эксперимента является его предварительное планирование (выбор схемы эксперимента).

Ключевые слова: Эксперимент
Источник: Экспериментальная психология: Курс лекций. Авторы-составители О.В. Боголюбова, Е.В. Дьяченко / Под науч. ред. Н.С. Глуханюк. Екатеринбург: Изд-во ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2010. 198 с.
Оставить комментарий