Влияние предразводной ситуации в семье на несовершеннолетнего

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей жизни. Наиболее значительна ее роль в самом начале жизненного пути, когда закладываются нравственные, психологические, эмоциональные основы личности. Как никакая другая социальная группа, семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. Это особенно доверительная нравственно-эмоциональная атмосфера между ее членами, наглядный пример родителей и выполнения общественных и семейных обязанностей, совместный труд, беседы с детьми на интересующие их темы, наконец, авторитет родителей в решении ряда сложных и важных для ребенка и подростка проблем и т.д. [16].

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. Это объясняется отличительными чертами семейного воспитания: непрерывностью, продолжительностью, устойчивостью и эмоциональностью [14].

Разводы в современных обществах стали массовым явлением. В России число разводов составляет от 30% до 50% к числу зарегистрированных браков (в различных регионах), то есть распад семьи переживают сотни тысяч детей. В 2013 году процент разводов в России составил 54,5%. Коэффициент разводимости в Российской Федерации достиг 4,7%, что составляет один из самых высоких показателей в мире.

Увеличение числа разводов привело к увеличению количества неполных семей. В такой семье при прочих благополучных условиях снижаются и экономические, и воспитательные возможности, поскольку после развода ребенок чаще всего остается с матерью, у которой не хватает ни сил, ни времени на воспитание и общение с ним. Возрастная психология подростков такова, что потеря одного из родителей, даже плохого, негативно сказывается на дальнейшем формировании его личности [16].

Неблагополучие в семье в той или иной степени практически ведет к деформации психического развития ребенка. При нарушении контактов с родителями у детей возникают очень острые переживания, поскольку распад семьи - это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями. Этот вывод подтверждается зарубежными исследованиями: эмоциональное здоровье детей самым непосредственным образом связано с наличием постоянного общения ребенка с обоими родителями [9]. Развод является потенциальным фактором десоциализации, источником многочисленных психолого-педагогических, медико-социальных, социально-правовых, материально-бытовых и прочих проблем.

Развод и его последствия в разной степени оказывают влияние на жизнь всех членов семьи. Больше всего при этом, как уже отмечалось, страдают дети.

Понимание важности того, что ребенок в будущем должен быть творческой социально активной личностью, хорошим семьянином, является главным доводом обращения к проблеме разводов в семье. Кроме того, в настоящее время все больше семей оказывается на грани перехода из категории неблагополучных (дисфункциональных) в категорию семей группы «риска», в которых имеет место предразводная или послеразводная семейная ситуация [15].

Под «здоровой семьей» подразумевается семья, не подверженная деструктивному психическому, психологическому и социальному влиянию и способная воспроизводить здоровое поколение. Ее отличительными признаками, по определению Всемирной организации здравоохранения, являются:

  • наличие обоих родителей, состоящих в зарегистрированном браке, детей, воспитывающихся на основе преемственности поколений;
  • духовно-нравственное благополучие;
  • медицинское благополучие;
  • социально-бытовое благополучие;
  • материальное благополучие;
  • отсутствие хронических (неразрешимых) семейных конфликтов;
  • удовлетворенность браком, отношениями в нем, в том числе и сексуальными;
  • единый подход к воспитанию детей со стороны родителей, бабушек и дедушек;
  • здоровый семейный образ жизни [13].

Развод имеет ряд стадий: предразводная ситуация, собственно бракоразводный процесс, постразводный период. Важно определение понятия «предразводная ситуация», так как она по некоторым признакам отличается от обычного супружеского кризиса, который может возникнуть в любой семье. Под предразводной ситуацией понимается «такая степень развития конфликта между супругами, которая, с их точки зрения, делает неизбежным расторжение брака». Исходным пунктом такого развития, по мнению В.В. Солодникова, является неудовлетворенность супругов (или одного из них) сложившимися отношениями или браком в целом. Он же выделяет стадии развития предразводной ситуации: 1) принятие супругами (или одним из них) решения о разводе; 2) прекращение супружеских отношений; 3) информирование общества о неблагополучии супружеских отношений (подача заявления на расторжение брака) [12].

Отечественные авторы (Н.Я. Соловьев, В.Т. Колокольников, Л.Ю. Перчик, Н.Г. Юркевич, Д.М. Чегота, Л.В. Чуйко и др.) выделяют следующие причины разводов:

  1. Изменение функции семьи, а именно хозяйственной (экономической) стороны (женщина может зарабатывать больше, чем мужчины, и становится как бы более независимой).
  2. Рост самосознания женщин, успех в борьбе за равноправие полов.
  3.  Либерализация моральных установок, освобождение от классовых, религиозных и национальных предрассудков.
  4. Изменение темпа и стиля жизни в урбанизированном обществе.
  5. Процесс акселерации, более ранняя юридическая дееспособность молодых людей приводит к возможности заключения ранних браков с непроверенными чувствами.
  6. Распространение установок индивидуализма, убежденности в достижимости одинокой жизни и др. [11].

Жизненная ситуация ребенка в связи с разводом родителей в разные периоды жизни различна (жизнь в благополучной семье, конфликтной, неполной). Кроме того, ситуация, в которую попадает ребенок в связи с конфликтами в семье, разводом родителей, является трудной жизненной ситуацией.

Воспитательные функции бесконфликтной семьи и семьи в процессе развода существенно отличаются. Если в бесконфликтной (благополучной) семье ребенок получает разумную опеку, внимание и заботу, личный пример родителей в бесконфликтном решении проблем, то ребенок из семьи, находящейся в процессе развода, находится в неблагоприятном морально-психологическом климате. Он не дополучает внимания со стороны родителей, поглощенных выяснением отношений; усваивает негативный опыт семьи, который в последствие может повлиять на его поведение в собственной семье. В семьях после развода создается специфическая система отношений между матерью и ребенком, формируются образцы поведения, представляющие собой иногда альтернативу нормам и ценностям, на которых основывается институт брака.

Очень важно знание основных аспектов потенциала семьи, так как это позволяет определить, к какому типу относится семья, с которой придется работать специалисту социальной службы. В этом случае можно говорить о благополучных семьях, семьях группы риска, неблагополучных и асоциальных семьях. Так, благополучная семья успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке специалиста по социальной работе, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируется к нуждам своего ребенка, и успешно решают задачи его воспитания и развития. В такой семье ребенок чувствует себя абсолютно защищенным, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, здоровье и т.д. В семье - здоровые отношения между членами семьи, разумная опека над ребенком. То есть воспитательный потенциал благополучной семьи реализует все вышеперечисленные аспекты.

Семья в ситуации развода в одинаковой степени может быть отнесена к остальным типам семьи:

-    семья группы риска характеризуется наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.д., и снижающего адаптивные способности этой семьи. Семья в ситуации развода справляется с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, микроклимат в семье сложный, конфликтный; эмоциональное самочувствие всех членов семьи в связи с этим определяется как стрессовое, напряженное. Функция защиты и безопасности ребенка нарушена, возникают сложности с выполнением социально-экономической функции семьи;

  • неблагополучная семья, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляется с возложенными на нее функциями, ее адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Семья в ситуации развода родителей негативно влияет на физическое, социальное и психологическое развитие ребенка, то есть ребенок дезадаптивен, подвержен негативному влиянию со стороны социального окружения, ему присущи проявления девиантного поведения. Дети из неблагополучных семей испытывают значительные трудности в процессе вхождения в социум, приспособления к окружающим условиям, требованиям общества. Вследствие этого они не способны построить свое поведение таким образом, чтобы оно соответствовало и требованиям среды, и собственным потребностям, мотивам и интересам, им сложно осознать необходимость перестройки своих отношений с социальной средой через овладение новыми способами поведения. Сложности социально-психологической адаптации детей из неблагополучных семей связаны в первую очередь с отсутствием ощущения эмоционального комфорта в семье (постоянные семейные ссоры, доходящие порой до физического насилия). Материальное положение семьи может быть ухудшено.
  • асоциальная семья - семья, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Дети из таких семей зачастую не имеют в собственном опыте иного образца отношений, помимо конфликтных, которые демонстрируют им родители [14].

При благополучном разводе семья с детьми остается семьей. Она претерпевает драматическую трансформацию, меняется ее структура и размеры, но сами функции остаются прежними. Родители, так же, как и прежде, отвечают за эмоциональные, экономические и интеллектуальные нужды своих детей. Бывшие супруги остаются партнерами, что позволяет им сохранить родственные связи и, если хотите, через своих детей продолжить совместную жизнь [2].

Тем не менее, по словам В.Ю. Меновщикова: «...ситуацию развода можно рассматривать как ситуацию потери (горя) и надо помнить, что работа горя требует времени» [10], что относится не только к родителям, но и к детям. По мнению большинства авторов, разрыв родителей - сильный стресс в жизни ребенка, толчок для развития в его поведении и психологии отклонений [6, 8, 18].

По мнению большинства авторов, для душевного равновесия ребенка необходимо ощущение справедливости и благополучия. Если для взрослых развод - это болезненное, малоприятное, драматическое переживание, то для ребенка расставание родителей - это разрушение среды обитания. При любых обстоятельствах развода (кроме тех, когда он устраняет источник угрозы для ребенка) состояние и поведение ребенка изменится, как оно меняется у всех людей, переживающих психологический стресс (М.И. Буянов, Г. Фигдор, А.И. Захаров, Л.Е. Личко, А.С. Спиваковская, И.М. Платова и др.).

Основная масса работ отечественных авторов посвящена изучению взаимосвязи между социальным самочувствием, развитием ребенка и влиянием на него развода. Понимание данного аспекта осложняется тем, что во многих исследованиях все дети из семей с одним родителем рассматриваются как единая группа, их трудности не дифференцируются, а отождествляются [12].

Предразводный период характеризуется внутренней неудовлетворенностью супругов семейной жизнью, охлаждением взаимоотношений. Развитие конфликта между супругами идет от стадии озлобленности к осознанию невозможности жить друг с другом. В конфликтный процесс вовлекаются дети, родственники, друзья. Часто подобная ситуация бывает длительной по времени (в течение нескольких лет). Условиями, способствующими возникновению конфликтов в семье, могут быть: поздний или ранний возраст вступления в брак, высокая личностная конфликтность одного или обоих супругов, вмешательство родителей, друзей, материальные проблемы, разные позиции в воспитании детей, нереальные ожидания супругов и т.д.

Предразводная ситуация, поведение родителей в это время - вызывает определенное поведение несовершеннолетних, а также оказывает влияние на жизнь ребенка, на развитие его жизненной ситуации. Предразводный период является наиболее ответственным в деятельности социальных служб. Это период, когда можно что-то предпринять для сохранения семьи и минимизировать негативное влияние семейных конфликтов на детей.

На психологические травмы несовершеннолетнего влияет не столько факт распада семьи, сколько конфликтные отношения между родителями как до, так и после расторжения брака, те социальные и психологические условия, в которые он попадает вследствие этого развода [7]. Особенно сложна жизнь детей в так называемой «распадающейся семье» - чрезвычайно обострившейся конфликтной ситуации, когда брак фактически уже распался, но супруги продолжают жить вместе, что «считается наиболее психотравмирующим источником для ребенка из-за длительности стрессовой ситуации и приводит к нарушениям в развитии личности» [5]. Существуют исследования, подтверждающие, что затяжной межсупружеский конфликт в семье разрушает личность ребенка, который обречен быть свидетелем ссор между родителями в течение ряда лет [3, 25].

Необходимо отметить, что ряд отечественных и зарубежных авторов указывают о различии воздействия развода на несовершеннолетних в зависимости от возраста и пола детей (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, Ю.В. Городецкая, Л.К. Минакова, М.Н. Жукова, В.М. Целуйко, К. Флэйк-Хобсон, К. Кволс и др.).

Исследования выявили некоторые закономерности между реакцией на послеразводный стресс и полом ребенка: ведущие переживания у девочек - грусть и обида [11], переживания чаще всего держат в себе; нарушения адаптации, которое проявляется в пониженной работоспособности, утомляемости, депрессии, отказе от общения, слезливости, раздражительности; манипуляции в жалобах на здоровье [18]; мальчики чаще испытывают чувство одиночества и трудности в общении, для них характерны более очевидные нарушения поведения [11]; воровство, сквернословие, побеги из дома; гнев и агрессивность: демонстративно отказываются говорить с отцом, повышают голос на мать, переходят жить к родственникам или друзьям и т.д. [18]. По мнению ряда зарубежных авторов, мальчики труднее и дольше, чем девочки, привыкают к разводу [17].

Многое в реакции ребенка зависит от возраста. Как показывают исследования психологов и медиков, даже в грудном возрасте ребенок способен остро переживать психологическую травму, которую испытывает в процессе или в результате развода мама. Результатом реагирования на депрессивное послеразводное состояние матери может быть даже гибель младенца [18].

Исследования зарубежных психологов показали, что для ребенка раннего возраста развод родителей - это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери.

Дети раннего возраста реагируют на распад семьи плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов, проявлением неопрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам. Они с большим трудом расстаются с матерью. У них обнаруживают повышенную гневливость, агрессивность, переживание чувства утраты, тревожность; дети становятся замкнутыми и молчаливыми.

Для детей этой группы характерно проявление чувства вины за распад семьи, у некоторых детей наблюдается развитие устойчивого самообвинения. Наиболее уязвимые дети отличаются бедностью фантазии, резким снижением самооценки, депрессивными состояниями [1].

По мнению Ю.В. Городецкой, в возрасте до 3 лет развод оказывает на ребенка меньше влияния, чем в более старших возрастах [4], а Б.Е. Робинсон и П. Скин утверждают, что развод оказывает негативное влияние на процесс формирования у детей раннего возраста собственной точки зрения и самосознания, серьезно препятствуя осознанию необходимости управлять и выстраивать предсказуемые отношения с другими. Кроме того, ребенок может потерять доверие к окружающим [17].

У детей 5-6 лет, как и в средней группе, наблюдается усиление агрессии и тревоги, раздражительность, неугомонность, гневливость. Они способны рассказать о своих переживаниях, тоске по отцу, желании восстановить семью. Наиболее уязвимых детей этого возраста отличает острое чувство потери: они не могут говорить и думать о разводе, у них нарушается сон и аппетит. Некоторые, наоборот, постоянно спрашивают об отце, ищут внимания взрослых и физического контакта с ними. При этом, наиболее уязвим при распаде семьи единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод родителей [18].

В социальных учреждениях подобные семьи попадают в поле зрения лишь как «неполная семья», то есть после свершившегося факта развода. При этом не учитывается, что ребенок из разводящейся семьи длительное время подвержен стрессам из-за неблагоприятной моральнопсихологической обстановки семьи. Ребенок вместе с родителями проходит все фазы развода. Жизненная ситуация детей меняется от спокойной наполненной добрыми, бесконфликтными отношениями в семье, где все друг о друге заботятся - до периода, когда родители поглощены своими собственными проблемами и где нет дела до того, что ощущает и чувствует ребенок в это время. Предразводная ситуация, поведение родителей в это время - вызывает определенное поведение несовершеннолетних, а также оказывает влияние на жизнь ребенка, на развитие его жизненной ситуации. Для социальных служб - это период, когда можно что-то предпринять для сохранения семьи и минимизировать негативное влияние семейных конфликтов на детей.

Литература

  1. Агейко О.В. Особенности переживания детьми ситуации развода //Журнал практического психолога. - 2005. - № 5. - С. 89-98.
  2. Аронс К. Развод: крах или новая жизнь? - М., 1995.
  3. Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде. - М., 2000.
  4. Городецкая Ю.В. Психологические проблемы детей в ситуации развода родителей //Семейная психология и семейная терапия. - 2005. - № 2.    - С. 33-39.
  5. Горьковская И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков //Психологический журнал. - 1994. - Т. 15, № 2. - С. 57-65.
  6. Григорьева Е. Дети после развода //Семья и школа. - 1995. -№ 5. - С. 18-19.
  7. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье //Социс. - 2001. - № 11. - С. 108-113.
  8. Демурова Н. Меж двух огней //Семья и школа. - 2000. - № 4. -С. 18-21.
  9. Матейчик З. Родители и дети. - М.,1998.
  10. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. - М., 2002.
  11. Минакова Л.К., Жукова М.Н. Изучение особенностей эмоционального отношения детей к родителям, находящимся в разводе //Семейная психология и семейная терапия. - 2005. - № 1. - С. 48-61.
  12. Петрова Н.Ф. Психологическое здоровье и духовнонравственное развитие молодежи // сборник научных трудов I Всероссийской научнопрактической конференции «Психологическое здоровье личности: теория и практика» - Ставрополь: из-во ФГАОУ ВПО СКФУ, 2014.
  13. Савинов Л.И., Кузнецова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: Учебное пособие /Под ред. Л.И. Савинова. -М., 2005.
  14.  Семья как главный партнер взаимодействия по профилактике социального сиротства: Методические рекомендации /Под ред. И.В. Демидовой. - М., 2005.
  15. Социальная педагогика: Курс лекций /Под ред. М.А. Галагузо-вой. - М., 2003.
  16. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность. - М., 2004.
  17.  Тощенко Ж.Т. Социология. - М., 2005.
  18. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой: Психоаналитическое исследование. - М., 1995.
  19. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М., 2004.
Ключевые слова: Семья, Развод
Источник: Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-методическое пособие. / Под общ. ред. О.М. Илгамовой [и др.]. - Ставрополь : ГБУСО «Психологический Центр», 2017 г. - 268 с.
Материалы по теме
Развод и его последствия
Кравченко А. И., Основы социологии и политологии: учебник для бакалавров. -Москва : Проспект...
Причины и мотивы разводов
Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004
Личность ребенка в семье разведенных родителей
Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004
Мифы о разводе
Стасенко В.Г., Профессия психолог в современном мире
Детоцентристская и супружеская семья
Исаев Б.А., Социология. Краткий курс.: ООО «Питер Пресс»; Санкт-Петербург; 2007
Структура семьи
Эйдемиллер Э. Г., Юстищкий В. В. Семейная психотерапия
Понятие и функции семьи, как социального института
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Семейное воспитание
Милорадова Н.Г., Психология и педагогика
Оставить комментарий