Виды социальных организаций

Классификацию организаций, как и любого другого явления, можно давать по многим основаниям. Рассмотрим главные из них.

С точки зрения происхождения выделяются естественные и искусственные организации.

Естественные возникают сами по себе, на основе добровольного объединения лиц, стремящихся реализовать собственные интересы. Это объединение постепенно институционализируется (обретает официальный статус, правила, регламенты, а также материальные условия своей деятельности).

Такие организации не имеют специально заданных кем-то извне целей, и их деятельность направлена на решение собственных проблем создателей. Они не зависимы ни от кого, не подчиняются никаким структурам более высокого порядка.

Обычно они обладают высокой адаптивностью, т. е. способностью приспосабливаться к изменениям внешней и внутренней среды, а поэтому и устойчивостью. Это во многом достигается за счет внутренней гибкости и преобладания процессов самоор ганизации.

Искусственные организации проектируются и создаются по определенному плану за счет ресурсов общности более высокого, чем они, порядка (например, государства). Поэтому они обладают лишь относительной самостоятельностью и ориентацией на достижение поставленных этой общностью целей. В соответствии с целями формируется структура организации, включающая, как правило, лишь необходимые элементы (подразделения, должности, рабочие места), и выделяются необходимые ресурсы.

Такие организации характеризуют четкое разделение труда, узкая специализация работников; жесткая структура, основанная на принципах рационализма; централизованное регулирование деятельности по аналогии с техническими системами. В результате искусственная организация на практике оказывается недостаточно гибкой и адаптивной, а часто и нежизнеспособной.

Примером естественной организации является акционерное общество как добровольное объединение определенного числа лиц. А вот созданная этим объединением управленческая структура является уже искусственным образованием.

Юридическое признание организации общностью более высокого порядка делает ее официальной. В то же время существует значительное число неофициальных, т. е. не зарегистрированных государством в установленном порядке, структур. К последним можно отнести, например, криминальные объединения.

Как в официальной, так и в неофициальной организации между субъектами существуют не только заранее предписанные (формальные) связи, но и нерегламентированные (неформальные).

Формализация способствует прогнозируемости, стабильности деятельности организации, более эффективному решению ее официальных задач. Это достигается за счет ограничения разнообразия форм деятельности, планирования, регламентации, координации ее из единого центра.

Формализация сама по себе не только рациональна, но и иррациональна, поскольку не может быть до конца логичной. Она имеет объективный и субъективный пределы (которые целесообразно специально определять) и наряду с функциональными обладает дисфункциональными свойствами. В результате эффективность по мере формализации растет в одном отношении, но уменьшается в другом или сначала растет, а затем начинает в целом падать.

Совокупность лиц, объединенных неформальными связями, называют в литературе неформальной организаций.

Однако применение этого термина правомерно, если речь идет об организации людей, т. е. коллективе, ибо неформальных связей между материальными элементами, правилами, нормами и проч. быть, понятно, не может. Таким образом, более корректно использовать термин «неформальный коллектив».

Со временем искусственные формальные организации начинают жить своей жизнью и самостоятельно эволюционировать, отдаляясь от плана, по которому были созданы, и в результате превращаются в полуформальные.

Любая организация, являясь сообществом людей, обладающих собственными интересами, целями, стремлениями, представляет собой в миниатюре политическую систему. С этой точки зрения можно выделить две ее модели: унитарную и плюралистическую.

Унитарная организация выступает по отношению к своим членам как некая внешняя данность, существующая независимо от них и рассматривающая их как инструменты достижения своей цели. Она требует от людей забвения собственных интересов, безусловной лояльности, безоговорочного подчинения, неукоснительного соблюдения установленных правил и норм поведения, показного единомыслия.

В такой организации преобладают жесткие вертикальные связи, ограничиваются права и свободы участников, силовыми методами или на основе идеологической обработки подавляется инакомыслие, игнорируется личность.

Унитарная организация господствует, таким образом, над участниками, наделяет их правами, возлагает обязанности, поэтому по отношению к ним является первичной. Примером ее является армия.

Плюралистическая организация подчинена создателям, определяющим «правила игры», которым они готовы подчиняться ради достижения своих целей, формально выступающих как ее цели. Люди наделяют организацию необходимыми ресурсами, правами и обязанностями, поэтому она является вторичной по отношению к ним. Такая организация может существовать как корпоративная и ассоциативная.

Корпоративной организации участники подчиняются на определенный период (например, между очередными общими собраниями), жертвуя своим суверенитетом. Это позволяет ей осуществлять необходимые действия в общих интересах (при этом интересы отдельных субъектов могут игнорироваться). Но в конечном итоге судьбу корпоративной организации определяют они (унитарная организация, наоборот, сама определяет судьбы участников).

Организация ассоциативного типа создается субъектами для повседневной координации своей деятельности без потери суверенитета и не обладает даже условным приоритетом над ними (например, ООН). Их взаимодействие основывается надоговорах, поэтому решения принимаются со всеобщего согласия. Сама организация не может им ничего диктовать даже временно.

Исходя из особенностей взаимодействия элементов организации подразделяются на механистические и органические.

Первые характеризуются незыблемостью границ, структуры и связей, централизацией власти, всесторонней регламентацией и запрограммированностью деятельности, четкой спецификацией должностных прав и обязанностей, оценкой результатов по точности выполнения предписаний.

Такая модель, напоминающая технические устройства, например часы, эффективна в стабильных, предсказуемых условиях при решении простых повторяющихся задач. Но со стремительными изменениями механистические организации не справляются.

Механистическими по своей сути являются все органы государственного управления, а также крупные и средние коммерческие фирмы, действующие в традиционных отраслях экономики, слабо подверженных воздействию НТР и конкурентной борьбы.

Сегодня в условиях неустойчивой хозяйственной конъюнктуры, неопределенности ситуаций, постоянной смены приоритетов, связей, ориентиров успеха могут добиться организации, действующие на основе совершенно иных принципов - так называемых органических.

Они характеризуются размытостью границ, слабой иерархичностью, самостоятельностью отдельных звеньев, малым числом правил и процедур, свободой выбора ими вариантов деятельности, внутренней конкуренцией, оценкой результатов на основе реального рыночного эффекта, преобладанием неформальных отношений, способностью легко трансформироваться.

Все это сообщает таким организациям большую гибкость, а людям — дополнительные стимулы к труду. Они лучше механистических взаимодействуют с окружением и быстрее приспосабливаются к постоянным изменениям в нем.

Организации такого типа сегодня чаще всего связаны с научными исследованиями, опытно-конструкторскими разработками, внедрением их результатов в практику.

Наконец, в соответствии с особенностями решаемых задач можно выделить деловые и общественные организации.

Деловыми являются фирмы, учреждения, ассоциации и проч., создаваемые для удовлетворения потребностей внешних клиентов. Полученные за это средства обеспечивают жизнедеятельность и самих членов организации. Например, корпорация, реализовав товары и услуги, получает деньги на заработную плату работникам и выплату дивидендов акционерам.

По форме результата деятельности такие организации могут быть индивидуально ориентированными (предприятие), общественно ориентированными (министерство) и смешанными (библиотека), а по способу доведения его до потребителя - аудиторными (телевидение) и клиентскими (магазин).

Общественные организации нацелены на удовлетворение потребностей своих участников во взаимопомощи, общении, самовыражении. Обычно по происхождению они естественны, по характеру деятельности большей частью неформальны, имеют цели, выработанные в результате обобщения личных целей участников. Иногда эти цели ориентируются и вовне, на создание новых общественных ценностей. Однако делается это часто не столько ради решения каких-то проблем, сколько ради самовыражения.

Ключевые слова: Организация
Источник: Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 504 с
Материалы по теме
Доверие/недоверие в организации
Ильин Е. П., Психология доверия. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил.
Организации матричной структуры
К. Хелдман.,Профессиональное управление проектом
Природа социальных групп в организациях
Фролов С.С., Социология организаций
Организация управленческого учета в организации
Волкова. Управленческий учет
Теории организационного развития и современные концепции бюрократии
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Учетная политика организации
Вещунова Н. Л., Фомина Л. Ф., Бухгалтерский учет
Имидж руководителя организации
Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Стадии жизненного цикла организации
Основы менеджмента : учебное пособие / В.Л. Полукаров. — 2-е изд., перераб. — М.: КНОРУС,...
Оставить комментарий