Условия эффективности воспитания

Условиями эффективности воспитания личности и детских сообществ являются: субъектно-личностные условия, социокультурные условия, социально-методические, организационно-управленческие и другие условия.

Субъектно-личностные условия: осознание взрослыми (педагогами, родителями) важности развитие оптимизма у ребенка, их активное сотворчество и эмоциональное сопереживание с детьми, а также создание доверительных отношений, готовность прийти на помощь ребенку, уважение к личности воспитателя и авторитет педагога, личные качества воспитателя. Создание благоприятных доверительных отношений между педагогами, детьми и родителями предполагает развитие в ребенке активности. Позитивно-эмоциональное общение ребенка в процессе деятельности со сверстниками, воспитателями, социальным педагогом, психологом, музыкальным работником, и родителями формирует искреннее доверие и оптимизм к окружающему миру. Доверительные отношения детей и взрослых должны основываться на сотрудничестве, сотворчестве и сочувствии. Тогда эти связи будут действительно подлинными, направленными на созидательную деятельность и саморазвитие. Построение таких отношений должно отвечать потребностям ребенка в совместных действиях со взрослыми, так как это период интенсивного накопления знаний и опыта.

Стимулом для сотрудничества является готовность педагога прийти на помощь ребенку. Готовность прийти на помощь человеку связано с чувством сострадания и милосердия. Издавна на Руси желание и готовность помочь ближнему, страждущему, слабому, больному называлось человеколюбием и почиталось как одно из важнейших качеств личности. Готовность помочь ребенку тесно связано с такими гуманистическими ценностями как принятие любого ребенка, защита и помощь ему.

Я. Корчак считал, что начальным условием воспитательного процесса является создание в семье или образовательном учреждении взаимного доверия.

А. Фрейд писала, что начать психоаналитическую работу с ребенком не могла до тех пор, пока не завоевала доверие, используя при этом различные способы: в играх, беседах показывала свою находчивость, ум, силу. Поэтому она стала для ребенка интересным и полезным человеком и сильной личностью, которой можно доверить свои «тайны». Однако надо помнить, что чистота помыслов педагога, уверенность ребенка, что воспитатель его «не предаст» являются необходимыми показателями в развитии доверительных отношений.

Проблеме уважения ребенка к личности педагога, родителя, его авторитету были посвящены труды К.Д. Ушинского («Три элемента школы»), Н.А. Добролюбова («О значении авторитета в воспитании»), А.С. Макаренко («Методика воспитательной работы»), И.С. Кона («Психология старшеклассника»), М.Ю. Кондратьева («Слагаемые авторитета») и других. Результатом упрочения авторитета личности воспитателя оказывается признание за ним права принимать значимые для ребенка решения. Однако это не означает снижения их самостоятельности. Атмосфера, создаваемая авторитетной личностью педагога, стимулирует ребят к творческой деятельности. А.С. Макаренко противопоставлял всем разновидностям ложного авторитета (авторитета подавления, расстояния, педантизма и т.п.) подлинный авторитет личности педагога [224]. Авторитет педагога различается в зависимости от возрастных особенностей детей. Авторитетным становится тот педагог, который обладает такими личностными качествами, как человечность, оптимизм, чувство юмора, готовность к помощи и поддержке, пониманию детей. Новизна и интерес к действиям авторитетного педагога повышает эффект развития оптимизма как качества личности у детей, приводит к положительным результатам. В психиатрии это описывается как эффект Хоторна.

Важным условием являются развитие личностных качеств педагогов и их профессионализма. Родители отмечают, что для успешного развития их детей необходим высокий уровень педагогического мастерства воспитателей. Доброта, отходчивость, справедливость, оптимизм -качества, выделенные родителями как приоритетные для администрации, педагогов.

К социокультурным условиям относятся также морально-психологические, эмоциональные условия, т. е. создание нормальной психологической атмосферы, основанной на сотрудничестве воспитателей, детей и родителей, педагогической поддержке, оптимистическом настрое в коллективе.

Взаимоотношения с другими образовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования как условие - культурное сотрудничество по вопросам управления, деятельности разных сообществ, проведения совместных культурных акций, обмена опытом педагогической деятельности, использования образовательных инноваций.

Социально-методические условия. К социально-методическим условиям относятся повышение педагогической культуры воспитателей и специалистов, повышение педагогической культуры родителей, стимулирующие условия. Повышение педагогической культуры воспитателей и специалистов - это консультирование различными специалистами по интересующим педагогов вопросам, обмен опытом, участие в семинарах, дискуссиях, повышение квалификации, участие в научно-исследовательской работе, изучение научной и методической литературы, самообразование. Повышение педагогической культуры родителей включает в себя оказание помощи родителям в формировании социально-личностных качеств у детей. Организационно-управленческие условия. К ним относятся: организационно-методические условия, административные условия, нормативно-правовые условия, финансовые условия.

Организационно-методические условия. Данное условие включает в себя оказание помощи родителям воспитанников по вопросам социально-личностного развития детей, организацию взаимодействия между школой и семьей, привлечение родителей к участию мероприятий, проходящих в школе (праздники, утренники, «веселые старты»). Формирование в образовательном учреждении самоуправляющихся сообществ педагогов, родителей, способных к самостоятельной творческой деятельности на основе сотрудничества и сотворчества.

Административные условия. Формирование оптимизма детей во многом зависит от позиции администрации. Администрация должна заниматься обеспечением правовых, психологических, материальных, финансовых, профессионально развивающих условий. Культуросообразная позиция современной администрации характеризуется переходом от «заданьевой» (т. е. приказной, выполнение строго определенных поручений) системы управления к «задачной» (постановка стратегических и тактических задач перед коллективом, совместное определение организаторов их выполнения, тем самым предоставление полномочий в выборе средств, форм их реализации), от контрольного администрирования к координационному соуправлению, опирающемуся на научный анализ осуществляемой деятельности, прогнозирование, проектирование учебно-воспитательного процесса и культурного развития школы.

Нормативно-правовые условия - определение обязанностей и прав в соответствии с законодательной базой самого образовательного учреждения, правового положения как воспитателей, родителей, так и детей. Финансовые условия - адекватная жизнедеятельности и вариативная оплата труда педагога за работу с детьми.

Таким образом, выявленные условия эффективности воспитания позволяют улучшить процесс воспитания в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: Воспитание
Источник: Иванов А.В., Теория и практика воспитания в России и за рубежом
Материалы по теме
Типы неправильного семейного воспитания
Левченко И.Ю., Патопсихология. Теория и практика
Родители как воспитатели
Иванов А.В., Теория и практика воспитания в России и за рубежом
Функции прародителей (бабушки и дедушки) в семье
Монина Г.Б., Психология семьи
Методы формирования сознания личности
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Стили родительского воспитания
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Особенности семейного воспитания
Целуйко В.М., Вы и ваши дети
Развитие и воспитание личности
Максименко С.Д., Общая психология
Воспитание в Древней Руси
Иванов А.В., Теория и практика воспитания в России и за рубежом
Оставить комментарий