Уровни переживания утраты

Когда речь идет об уровнях, прежде всего возникает два вопроса: каков принцип их выделения и какова их иерархия. «Уровни», о которых шла речь в конструктивистском направлении, — физический, социальный, психологический и духовный — на самом деле представляют собой жизненные сферы, в которых утрата существует. Это переживание физического отсутствия ушедшего, утрата определенного типа социальных отношений, опустошение уникальной ниши во внутреннем мире утратившего, переструктурирование системы жизненных ценностей.

В современной концепции американской исследовательницы Э. Пренд (Prend A. D. 1997) идея уровней является центральной. Автор именно через уровни переживания делает попытку создать более корректную стадиальную концепцию. Анализ этой концепции поможет нам сформулировать несколько существенных вопросов по поводу природы уровней переживания и детально обсудить эту проблему с учетом результатов собственного исследования.

Концепция Э. Пренд является, во-первых, теоретическим обобщением информации, накопленной за годы психотерапевтической практики, а, во-вторых, дает практическим психологам конкретные стратегии психологической помощи потерявшим близкого. Две ключевые идеи автора состоят в следующем:

  • а)    процесс переживания утраты протекает параллельно на двух уровнях — психологическом и духовном;
  • б)    процесс переживания разделен на два больших этапа: первый — первоначальная адаптация и второй — развитие.

Первый этап обозначен автором как «первоначальное путешествие по горю» и представляет собой традиционно рассматриваемые стадии: шок, дезорганизацию и реконструкцию. Особый интерес представляет духовный уровень переживания на тех же стадиях.

Стадия шока существует на духовном уровне в виде состояния «Не нужно ответа». Оно заключается в том, что человек не может поверить в случившееся и постоянно задает себе вопросы: «Почему? За что? Как такое могло произойти?» Вопросы носят риторический характер, человек действительно не ждет ответа на них, так как задача данной стадии не в том, чтобы найти объяснение произошедшему, а в том, чтобы принять реальность утраты.

На следующей стадии — дезорганизации — человек проживает утрату близкого в разных жизненных сферах. На духовном уровне эти переживания выражаются в состоянии «быть потерянным». Утративший может столкнуться с тем, что его прежняя мировоззренческая система не может объяснить произошедшее и не помогает справиться с болью утраты. Именно для этой стадии характерным признаком является потеря религиозной веры.

Стадия реконструкции выражается на духовном уровне в состоянии «быть найденным»: идет продуктивная внутренняя работа, результатом которой является новое обретение веры, обнаружение новых жизненных смыслов.

Общим результатом первого этапа переживания утраты является адаптация к отсутствию близкого человека, восстановление или преобразование моделей поведения, системы отношений с окружающими людьми. Но на этом переживание утраты не заканчивается, а становится базой для возможности духовного развития.

Второй этап переживания утраты назван Э. Пренд «жизненное влияние горя». Он содержит две стадии: синтез и трансценденция. На стадии синтеза происходит интегрирование события утраты в жизнь, восстановление жизненной картины, глубокое осознание влияния утраты на внутренние процессы. Стадия трансценденции заключается в попытках найти закономерности в ситуации утраты и организовывать свою жизнь уже на новом уровне духовного развития. При этом автор подчеркивает, что «путь развития через утрату — это уникальный и развивающий путь контакта с Божественным духом» (Prend A. D., 1997).

Оригинальный авторский подход к осмыслению утраты — SOAR — заключается в формулировке следующих возможных индивидуальных путей трансценденции: «духовность» (Spirituality), «помощь другим» (Outreach: helping others), «отношения: здоровое мышление» (Attitude: healthy thinking), «реинвестирование: охватывая жизнь» (Reinvestment: embracing life). Человек может выбрать как один, так и все четыре пути. Автор описывает их следующим образом.

«Духовность» и «отношения» — внутренне ориентированные процессы, требующие рефлексии и анализа. Через «духовность» развитие человека происходит в виде контакта с более высоким уровнем — с Божественным духом — как через наличие религиозных переживаний (например, молитву), так и через переживания единения с миром (например, глубокий контакт с природой).

Предложенная Э. Пренд концепция вызывает ряд вопросов.

Во-первых, все четыре пути «транс-ценденции» являются выражением духовной работы. одни из них характеризуют внутренний пласт этой работы, остальные — его внешнее выражение в сфере жизнедеятельности. Поэтому категория духовности здесь должна быть не рядо-положной остальным, а базовой. Возникает вопрос о сути духовного уровня. В чем различия психологической и духовной работы?

Во-вторых, действительно ли работа двух уровней переживания утраты строго параллельна?

Всегда ли вопросы, задаваемые на более высоком уровне, требуют как минимум признания реальности события? В переживании утраты человек имеет дело, с одной стороны, с фактическими событиями, связанными сутратой, а с другой — стремится к проникновению в жизненные закономерности, объясняющие эти события; с одной стороны, адаптируется к ситуации утраты, а с другой — становится способным на глубокие личностные изменения. Каким образом обозначить и описать эти уровни осмысления происходящих событий? Как они сосуществуют друг с другом?

Через путь «отношений» развитие происходит в появлении индивидуальной философии жизни и смерти: прорабатываются отношения к Богу, к тому, как устроен мир, к жизни и смерти. Автор выделяет различные виды отношений, которые осмысляются человеком, составляя его индивидуальную философию. Это «отношение нейтралитета» — принятие ценности любого опыта; «отношение принятия» — осознание необходимости прожить боль утраты; «отношение к себе» — взгляд на себя как на сильную личность; «отношение к жизни» — осознание ее ценности; «отношение к смерти» — формулировка ее индивидуального смысла; «отношение к перспективе» — общее отношение к жизненному пути; «отношение к страданию» — способность найти смысл в тяжелых испытаниях.

«Помощь другим» и «реинвестирование» — процессы, предполагающие жизненную активность, направленную вовне. «Помощь другим» предполагает активную вовлеченность человека, например, в социальную и волонтерскую деятельность. «Реинвестирование» — широкий термин, описывающий феномен обновления связи с жизнью, появления желания жить полноценной жизнью и видеть будущее. В качестве примеров путей «реинвестирования» автор описывает возникновение новой привязанности, любви, новую работу и креативные проекты или «реинвестирование в причине» (например, работа в общественных организациях «Матери против наркотиков» тех, у кого дети погибли от наркомании).

Всегда ли вопросы, задаваемые на более высоком уровне, требуют как минимум признания реальности события? В переживании утраты человек имеет дело, с одной стороны, с фактическими событиями, связанными сутратой, а с другой — стремится к проникновению в жизненные закономерности, объясняющие эти события; с одной стороны, адаптируется к ситуации утраты, а с другой — становится способным на глубокие личностные изменения. Каким образом обозначить и описать эти уровни осмысления происходящих событий? Как они сосуществуют друг с другом?

Ключевые слова: Утрата
Источник: Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. — 748 с.
Материалы по теме
Переживание утраты как процесс «смысловой реконструкции»
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Утрата близкого человека — необратимое значимое событие
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Утрата как травма
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Переживание утраты: основные характеристики
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Стадии переживания утраты
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Оставить комментарий