В проекте изначально заданы ограничения по срокам, стоимости и качеству. Соответственно, подход к качеству отрицает непрерывное совершенствование.
В соответствии с Национальными требованиями к компетентности (НТК) менеджеров проектов в России, Управление качеством в проекте (Project Quality Management) - раздел управления проектами, включающий в себя процессы, необходимые для обеспечения гарантий того, что проект удовлетворит потребностям, ради которых он и был предпринят. Включает планирование качества, обеспечение качества и контроль качества.
Такой подход должен гарантировать, что:
- заявленные потребности заказчика поняты и удовлетворены;
- оценены потребности других участников проекта;
- в ходе осуществления управления проектом учтена политика родительской организации в области качества.
НТК также определяют область знаний, минимально необходимых менеджеру проекта.
Процесс управления качеством в проекте, по НТК, включает:
Концепцию управления качеством в проекте:
- Выработка стратегии управления качеством в проекте (определение целей и задач, критериев успеха и неудач, ограничений и допущений);
- Определение общих требований и принципов обеспечения качества (Стандарты и правила);
- Требования к системе управления качеством;
- Утверждение концепции.
Планирование управления качеством в проекте:
- Уточнение целей, задач, критериев оценки и ограничений при управлении качеством;
- Определение списков объектов контроля в проекте;
- Описание продукта проекта, влияющего на планирование качества;
- Определение показателей оценки качества на основе международных, государственных, отраслевых и внутрифирменных стандартов по управлению качеством;
- Разработка процедур управления качеством и их описание;
- Выбор методов и средств контроля и оценки качества;
- Разработка плана управления качеством в проекте, описывающего, систему управления качеством в проекте и каким образом команда управления проектом будет реализовывать процедуры по качеству управления проектом.
Организация и осуществление контроля качества в проекте:
- Организация и осуществление управления качеством в проекте;
- Техническая поддержка контроля качества;
- Контроль качества в проекте;
- Формирование отчетов для оценки выполнения качества.
Анализ состояния и обеспечение качества в проекте:
- Сравнение фактических результатов проекта со спецификациями и требованиями;
- Анализ состояния и прогресса качества в проекте на протяжении его жизненного цикла;
- Техническая оценка качества продукта проекта;
- Процесс проверки соответствия имеющихся результатов контроля качества существующим требованиям;
- Формирование списка отклонений;
- Определение необходимых корректирующих действий по обеспечению качества в проекте;
- Решение о промежуточной приемке;
- Уточнение списков контроля объектов;
- Корректирующие действия по обеспечению качества в проекте;
- Документирование изменений.
Завершение управления качеством в проекте:
- Сводная оценка качества результатов проекта;
- Решение о завершающей приемке;
- Список замечаний и претензий по качеству;
- Разрешение спорных вопросов и конфликтов;
- Оформление документации и архива;
- Анализ опыта и извлеченные уроки по управлению качества.
Проектный институт управления (Project Management Institute, PMI), США, предлагает рассматривать процесс управления качеством проекта как три подпроцесса с наиболее часто встречающимися входами, средствами и выходами.
Планирование качества в проекте фактически означает определение стандартов, релевантных проекту и того, как им следовать.
Обеспечение качества направлено на поддержание и улучшение качества результатов проекта в рамках его сроков, базовым критерием остается соответствие стандартам.
Контроль связан с мониторингом результатов для определения их соответствия заявленным стандартам и определение способов устранения неудовлетворительного хода проекта.
В первом параграфе мы рассмотрели сочетание «стоимость-качество-cроки] поставки» и показали опыт предприятий по их одновременному сокращению. В проектной среде такая ситуация будет возможна лишь в том случае, когда заказчик и исполнитель - одна и та же организация. В ином случае исполнитель не будет заинтересован в снижении бюджета проекта. Тем не менее, опыт, накопленный проектной организацией с учетом принципов кайдзен и «точно-в-срок» может позволить в дальнейшем преуспевать в сроках и качестве выполняемых проектов.