Типы политических режимов

Понятие «политический режим», напомним, выражает характер взаимосвязи государственной власти и индивида, дает представление о способах реализации власти. По замечанию Ш.-Л. Монтескьё, «как для республики нужна добродетель, а для монархии честь, так для деспотического правительства нужен страх». В зависимости от соотношения демократии и диктатуры как принципов организации общественной жизни, которое определяет степень социальной свободы личности, современная политическая практика выделяет три основных типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический, но между тоталитаризмом и демократией как крайними полюсами данной классификации располагается множество промежуточных политических режимов.

Тоталитаризм

Термин «тоталитаризм» происходит от средневекового латинского слова totalis, что означает «весь, целый, полный». Этим термином обозначают полный контроль и жесткую регламентацию со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества, каждого человека средствами прямого вооруженного насилия. Государство поглощает все общество и конкретного человека. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в XX в.

Вообще понятие «диктатура» в переводе с латинского означает «неограниченная власть». Диктатура как власть, осуществляемая одним лицом или группой лиц во главе с лидером без какого-либо контроля со стороны управляемых, возникла давно и имела множество исторических форм. Первоначально в республиканском Риме (V—I вв. до н.э.) диктатором именовалось чрезвычайное должностное лицо (магистрат), назначавшееся на срок не более шести месяцев для организации зашиты от внешней угрозы или для подавления внутреннего мятежа. Диктатор был связан правом и в полномочиях и в сроках пребывания у власти. Со времен Сул-лы и особенно Цезаря, который многократно наделялся диктаторскими полномочиями, характер диктатуры существенно изменился. Диктатор теперь был неподвластен праву, неподотчетен народу и изменял законы в своих интересах. Однако и в Античности и в дальнейшем — в Средневековье и в Новое время — диктатуры были внутренне непрочными режимами, их сплачивала лишь воля диктатора.

Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии.

Термин «тоталитарный» ввел в политический лексикон лидер итальянских фашистов Б. Муссолини. Цели фашистского (итал. fascismo от fascio — пучок, связка, объединение) движения, по его мнению, состояли в создании сильного государства, использовании исключительно силовых принципов осуществления власти и подчинения всех общественных сил по иерархическому принципу. Сущность тоталитаризма как нового политического порядка Б. Муссолини выразил формулой: «Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства».

Теоретик итальянского фашизма Дж. Джентиле так обозначил содержание «тотального государства»:

Для фашизма все заключено в государстве Ничто человеческое или духовное не существует само по себе, в еще меньшей степени это обладает какой-либо ценностью вне государства В этом смысле фашизм тоталитарен, и фашистское государство как объединение и унификация всех ценностей дает толкование жизни всего народа, способствует расцвету и придает ему силы Вне государства не должны существовать ни индивиды, ни группы (политические партии, общества, синдикаты и классы).

Историческая практика позволяет выделить три разновидности тоталитарного режима: итальянский фашизм, германский национал-социализм и советский коммунизм. Возникновению тоталитаризма способствовали объективные процессы, развивавшиеся в конце XIX — начале XX в. Вступление человеческого общества в индустриальную стадию развития обусловило создание разветвленной системы массовых коммуникаций, сделало технически возможным идеологический и политический контроль за личностью. Растущие разделение и специализация индустриального труда разрушили традиционные формы жизни и сделали личность беззащитной перед миром рыночной стихии и конкуренции. Усложнение социальных отношений потребовало усиления роли государства как универсального регулятора и организатора взаимодействия индивидов, имеющих несовпадающие интересы. Опыт показывает, что тоталитарные режимы, как правило, возникают в чрезвычайных условиях: нарастающей нестабильности в обществе; глубокого кризиса, охватывающего все стороны жизни; необходимости решения стратегической задачи, исключительно важной для страны.

В западной политической науке выделяются следующие признаки тоталитаризма:

  • единственная массовая партия;
  • монопольно существующая, разделяемая всеми идеология;
  • монополия на средства массовой информации;
  • монополия на средства вооруженной борьбы;
  • террористический контроль со стороны политической полиции;
  • централизованная система контроля и управления экономикой. Следует особенно отметить такой признак, как абсолютная концентрация власти в руках вождя, опирающегося на властвующую партию. Принцип вождизма, или фюрерства, отражает низкий уровень развития демократического сознания, возникает как выражение потребности в символе единства нации в условиях социальной нестабильности.

Фюрер в фашистской Германии стоял во главе государства, выражал его волю; считалось, что сила государства исходит от фюрера. Он имел неограниченную власть над подчиненными. Его авторитет вождя не был основан на осознанном доверии, а скорее имел мистический, личностный характер.

Авторитаризм

Авторитаризм обычно характеризуется как тип режима, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Однако подобная характеристика не отражает сущностных признаков явления в целом, даже если указывать на то, какие черты от тоталитаризма, а какие от демократии в нем можно обнаружить.

Важнейшее, сущностно значимое при определении авторитаризма — характер отношений государства и личности. Эти отношения строятся больше на принуждении, чем на убеждении. При этом авторитарный режим делает общественную жизнь более свободной, не стремится навязывать обществу четко разработанную официальную идеологию, допускает, правда ограниченный и контролируемый, плюрализм в политическом мышлении, мнениях и действиях, мирится с существованием оппозиции. Руководство различными сферами жизни общества не столь тотально, нет строго организованного контроля за социальной и экономической инфраструктурами гражданского общества, за производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организациями, средствами массовой информации.

Автократия (от греч. autokrateia — самодержавие, самовластие, т.е. неограниченное полновластие одного лица) не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно отсутствия открытого политического противостояния. Однако авторитарный режим обычно беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, не склонен допускать фактическое участие населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества. Поэтому авторитаризм подавляет основные гражданские права.

Для того чтобы сохранить неограниченную власть в своих руках, авторитарный режим осуществляет циркуляцию элит не путем конкурентной борьбы кандидатов на выборах, а кооптацией (волевым введением) их в руководящие структуры. В силу того что процесс передачи власти в подобных режимах осуществляется не путем установленных законом процедур замены руководителей, а насильственно, эти режимы не являются легитимными. Однако, хотя они не опираются на поддержку народа, это не мешает им существовать длительное время и достаточно успешно. Они могут обладать высокой эффективностью в решении стратегических задач, несмотря на свою незаконность и нелегитимность. Примером подобных эффективных с точки зрения осуществления экономических и социальных реформ могут быть авторитарные режимы в Чили, Сингапуре, Южной Корее, Тайване, Аргентине, странах Арабского Востока.

Указанные характерные черты авторитаризма свидетельствуют об известной схожести его с тоталитаризмом. Однако самое существенное различие между ними состоит в характере отношений власти с обществом и индивидом. Если при авторитаризме эти отношения дифференцированы и опираются на «ограниченный плюрализм», то тоталитаризм вообще отвергает любой плюрализм и разнообразие социальных интересов. Причем тоталитаризм стремится ликвидировать не только социальный, но и идеологический плюрализм, инакомыслие. Авторитаризм не оспаривает права на автономное разнообразное самовыражение общества, его групп.

Одна из современных типологий авторитарных режимов принадлежит немецкому политологу Д. Берг-Шлоссеру, который выделяет несколько разновидностей авторитаризма.

Традиционные абсолютистские монархии, в которых отсутствуют разделение властей, политическая конкуренция, власть концентрируется в руках узкой группы лиц, господствует идеология аристократического класса. Примером могут служить режимы в странах Персидского залива, Непала, Марокко и т.д.

Традиционные авторитарные режимы олигархического типа преобладают в странах Латинской Америки. Там, как правило, экономическая и политическая власть сосредоточена в руках нескольких влиятельных семейств. Один лидер сменяет другого при помощи переворота или фальсификации итогов выборов. Элита тесно связана с церковью и военной верхушкой (например, режим в Гватемале).

Гегемонистический авторитаризм новой олигархии создавался как режим, выражавший интересы компрадорской буржуазии, т.е. той части буржуазии экономически отсталых, зависимых стран, которая осуществляла посредничество между иностранным капиталом и национальным рынком. Такие режимы существовали при президентстве Ф. Маркоса на Филиппинах (1972—1985), в Тунисе, Камеруне и т.д.

Достаточно массовой разновидностью авторитарных режимов являются «военные режимы». Они бывают трех видов:

  • обладающие строго диктаторской, террористической природой и персональным характером власти (например, режим И. Амина в Уганде);
  • военные хунты, проводящие структурные реформы (например, режим генерала А. Пиночета в Чили);
  • однопартийные режимы, существовавшие в Египте при Г.А. Насере, в Аргентине при X. Пероне и т.д.

Следует выделить в качестве еще одной разновидности авторитаризма теократические режимы, когда политическая власть сконцентрирована в руках духовных лиц. Примером такого типа может быть режим аятоллы Хомейни в Иране.

Демократия

Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима. По мнению П.И. Новгородцева,

демократия всегда есть распутье, система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог... Отнюдь не создавая твердого равновесия жизни, она более чем какая-либо другая форма возбуждает дух исканий.

«Демократия» в переводе с греческого означает «власть народа», поскольку состоит из двух слов: demos — народ, kratein — властвование. Однако начиная со времени первого упоминания о ней в переводе на европейские языки аристотелевой «Политики» (XIII в.) и до настоящего времени в западной политологии не смолкают споры о ее содержании. Каждый автор акцентирует внимание на каком-то одном элементе, одной стороне демократии, а если суммировать все их, то получается довольно большой список. Так, особо выделяют власть большинства, ее ограничение и контроль над ней, основные права граждан, правовую и социальную государственность, разделение властей, всеобщие выборы, гласность, конкуренцию различных мнений и позиций, плюрализм, равенство, соучастие и т.д. Поэтому демократия интерпретируется в нескольких смыслах:

  1. ее толкуют расширительно — как общественную систему, основанную на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида;
  2. ее интерпретируют и более узко — как форму государства, при которой все граждане обладают равными правами на власть, в отличие от монархии, где власть принадлежит одному лицу или аристократии, а управление осуществляется группой лиц. Это античная традиция рассмотрения демократии начиная с Геродота (V в. до н.э.);
  3. демократия понимается как идеальная модель общественного устройства, определенное мировоззрение, которое основано на ценностях свободы, равноправия, правах человека.

Индивиды, группы, исповедующие данные ценности, образуют движение за их реализацию. В этом значении термин «демократия» трактуется как социальное движение, как тип политической ориентации, воплощенный в программах определенных партий.

Как политический режим демократия характеризуется следующими отличительными признаками:

  1. политическая власть принадлежит большинству. Принцип большинства отражает смысл идеи о народном суверенитете, согласно которой источником власти является народ;
  2. власть формируется путем свободных выборов, предполагающих свободу выдвижения кандидатур, всеобщее и равное избирательное право, тайное голосование;
  3. уважение большинством права меньшинства на оппозицию, критику правящего режима и его смену на очередных выборах;
  4. принцип разделения властей, на котором основано функционирование институтов государственной власти;
  5. наличие конкурентной партийной системы, являющейся основным механизмом формирования воли народа и влияния на правительство;
  6. самый важный признак демократии — гарантии гражданских, политических и социальных прав личности.
Ключевые слова: Политический режим
Источник: Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных заведений / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2012. - 495 с.
Материалы по теме
Политический режим
Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права: Учебник для вузов. — 3-е изд.,...
Понятие политического режима и его типы
Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - 302 с....
Классификация политических режимов
Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256...
Политические режимы
Пусько В.С. (ред.) - Политология. Учебное пособие - 2014
Сущность и особенности политического режима
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Формы правления и политические режимы
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Федерализм и политические режимы
Сморгунов Л. В., Сравнительная политология: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения...
Политическая система и политические режимы в Древнем Риме
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева И90 История политических учений: Учебник для вузов....
Оставить комментарий