Типы эгоистов. Нужны ли они обществу

Эгоисты бывают активные и пассивные. Активные прекрасно умеют ориентироваться в окружающем мире: знают, как сделать кому-то приятное, умеют говорить комплименты. Но беседуя с человеком, они смотрят как бы сквозь него, так как все делают лишь для достижения своих корыстных целей. Чтобы добиться желаемого, эти люди готовы очень далеко зайти в своем лицемерии, и даже собственная репутация их не очень-то волнует.

Людвиг Фейербах писал, что имеется не только одиночный или индивидуальный эгоизм, но также и эгоизм социальный, эгоизм семейный, корпоративный, общинный, патриотический.

Есть лишь один способ стать чуть менее эгоистичным, чем все остальные, - признать свой эгоизм.

Жюль Ренар

И. С. Тургенев выделял три разряда эгоистов:

  • эгоисты, которые сами живут и жить дают другим;
  • эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим;
  • эгоисты, которые и сами не живут, и другим не дают.

То есть, говоря современным психологическим языком, эгоисты бывают умеренными и радикальными.

Умеренные эгоисты допускают существование неких ограниченных норм, обязательств перед остальными и обществом, которым они должны следовать. Они могут оказать простую помощь человеку, который в ней нуждается, например вызвать скорую, перевести через дорогу ит. д. В то же время за пределами этих ограниченных обязанностей они считают себя свободными в действиях и руководствуются лишь критерием собственных интересов.

Для радикальных эгоистов никакие моральные нормы не существуют. Помимо своих эгоистических интересов они руководствуются лишь одним критерием: можно ли физически выполнить то или иное действие или нельзя. Философия радикальных эгоистов - борьба за существование: тот, кто оказался слабее, сам виноват. Любые действия, в том числе и аморальные, с их точки зрения, оправданны. Жизненно важные интересы других для них ничто по сравнению с собственной мелкой прихотью.

Нужны ли обществу эгоисты

А. Б. Лазурский на высший уровень своей классификации личностей - «героев и идеалов» -ставит тип альтруистов. Казалось бы, стань все люди альтруистами, и в мире наступит всеобщее благоденствие. Но, во-первых, оказывается, что эгоисты тоже бывают полезны обществу, а во вторых, даже выраженные альтруисты немного эгоистичны, иначе им грозило бы полное разорение. Сформулирован даже закон о сосуществовании альтруизма и эгоизма, названный петлей альтруизма-эгоизма, являющийся одним из проявлений диалектики.

Действие закона проявляется в том, что если есть достаточно систем (субъектов, объектов), действующих альтруистично или просто не агрессивно, то:

  1. обязательно появляются системы эгоисты-хищники, которые используют альтруистов в собственных целях в качестве ресурса;
  2. среди эгоистов-хищников начинается конкуренция, и они объединяются в группы;
  3. побеждает та группа хищников, которая устанавливает внутри себя более альтруистичные отношения;
  4. при росте численности победившей группы хищников петля замыкается.

Суть закона в том, что невозможно существование кооперативных систем, основанных только на альтруизме или эгоизме. Для того чтобы система могла выжить, в системе устанавливается динамическое равновесие между альтруистичными и эгоистичными формами поведения.

Закон петли альтруизма - эгоизма является основным препятствием реализации любой утопии и носит объективный характер.

Альтруизм: осторожно, не превышать концентрацию 10 %!

Правда ли, что конкуренция эгоистов в рыночной экономике максимизирует прибыль? Доклад «О необходимой доле альтруистов в обществе: модельное исследование», представленный группой сотрудников Института проблем управления на научной конференции ВШЭ, говорит, что с одними эгоистами общество в целом разорится - альтруисты необходимы не только по моральным или философским соображениям, но и чисто финансовым. Впрочем, слишком большое число альтруистов (> 10 %) тоже вредит обществу.

Ученые оговариваются, что их исследование содержит множество упрощений, в жизни все сложнее и т. д. Тем не менее результаты, что называется, потрясают основы - если не науки о рынке, то по крайней мере основы популярных представлений об экономике. <...>

Ученые взяли модель общества (21 участник). На каждом шаге этому «обществу» предлагалось «проголосовать» за некое «предложение» - по сути, каждому участнику «сообщается», на какую величину увеличится или уменьшится его личный «капитал», если это «предложение» одобрить. Величина изменения «капитала» участников задается на каждом шаге заново генератором случайных чисел. Собственно, и участники были не людьми, а просто строчками в компьютерной программе, которые «одобряли» или «отвергали» предложения по определенном алгоритму. И вот по какому.

В первом эксперименте все участники были «эгоистами», т. е. автоматически одобряли «предложение», если оно увеличивало их личный «капитал».

Что это значит? Если внешняя среда генерировала очень суровые и невыгодные предложения, то «общество» почти единогласно их блокировало, и капитал в нем не прирастал. Если «предложения» часто сулили увеличения «капитала», то среднее приращение капитала участников было положительным. Другими словами, «общество» в целом «богатело». Самое интересное было, когда совокупный убыток проигравшего меньшинства превосходил совокупный доход выигравшего большинства. Получается, что, несмотря на то что все участники стремятся к увеличению капитала, общество в целом разоряется. «Вывод простой: в неблагоприятной среде общество, состоящее из эгоистов, нежизнеспособно», - пишут авторы.

Затем ученые немного изменили условия моделирования, сделав нескольких участников «альтруистами» - они всегда голосовали за «предложения», которые увеличивали «капитал» общества в целом. Пока «альтруистов» было мало, они действовали в ущерб себе - их «капитал» все время уменьшался, даже если у «общества» в целом рос. Чем больше «альтруистов», тем выгоднее обществу в целом. Максимальная выгода общества - когда все «альтруисты». Забавно, что максимальная выгода «эгоистов» достигается при некотором не очень большом количестве «альтруистов» (например, при ц = -4 «эгоистам» выгоднее, когда «альтруистов» только 4 из 21).

Авторы попробовали усложнить модель и ввели иной тип альтруизма - адресная поддержка беднейших в обществе, где участники могут разоряться. Результат таков: общее количество разорившихся достигает минимума при сравнительно небольшом числе «альтруистов-благотворителей» (порядка 10 %). Дальнейшее увеличение доли «альтруистов» приводит к тому, что они сами начинают нуждаться в защите и рост этой потребности обгоняет рост «объема защиты», который они могут предоставить. Если общество чрезмерно сосредоточивается на «защите бедных», оно в целом беднеет.

Н. Дзись-Войнаровский (ВШЭ)

Ключевые слова: Эгоизм, Общество
Источник: Е. П. Ильин: Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия - 2013
Материалы по теме
Власть и общество в СССР во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг.
А. В. Шубин, И. Н. Данилевский, Б. Н. Земцов: История России (для студентов технических...
Необходимые условия демократизации общества
Основы социологии и политологии - Козырев Г.И - Учебник для ссузов - 2008 - 240
Исторические типы общества
...
Глобальный уровень общества. Цивилизационный подход
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Разумный эгоизм или разумный альтруизм?
Е. П. Ильин: Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия - 2013
Общество как система
Исаев Б.А., Социология. Краткий курс.: ООО «Питер Пресс»; Санкт-Петербург; 2007
Публичная сфера и гражданское общество
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Общество как система. Социальная структура общества
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Оставить комментарий