Типология организаций по взаимодействию с человеком

В основе типологии организации по взаимодействию с человеком лежит выделение корпоративного и индивидуалистического типов организаций.

Корпоративная организация (следует отличать от понятия «корпорация» как субъекта права, юридического лица) — это особая система связи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности. Она отличается максимальной централизацией и авторитетностью руководства. Для корпоративной организации характерны:
• доминирование иерархических властных структур;
• стандартизация в деятельности организации и тенденции к уравниловке;
• согласование интересов организации только между ее лидерами без участия коллектива;
• централизованное распределение ресурсов;
• в качестве единицы управления — рабочая группа, коллектив, организация;
• суверенитет организации, ее свобода, коллективная ответственность;
• принцип большинства или старшинства при принятии решений;
• доминирование интересов производства над интересами человека;
• двойная мораль — личности и организации;
• одобрение послушания и исполнительности;
• принцип — человек для работы.

Индивидуалистическая организация — это открытая организация на основе свободного и добровольного объединения индивидов, осуществляющих совместную деятельность. Для такого типа организации характерны:
• свободное, открытое и добровольное объединение людей;
• сочетание конкуренции и кооперации в деятельности членов и групп организации;
• согласование интересов членов организации с интересами самой организации;
• дополнительный поиск ресурсов и резервов членами организации;
• в качестве единицы управления — личность;
• суверенитет личности, ее свобода, индивидуальная ответственность;
• принцип меньшинства или право вето в принятии решений;
• согласование интересов производства с интересами человека;
• общечеловеческая мораль и здравый смысл в поведении;
• лояльность к различным убеждениям членов организации;
• принцип — работа для человека.

В конце XX в. появился ряд новых типов организаций:
• эдхократические;
• многомерные;
• партисипативные;
• предпринимательские;
• ориентированные на рынок.

Эдхократические организации — это организации, использующие высокую степень свободы в действиях работников, их компетентность и умение самостоятельно решать возникающие проблемы. Эдхократия — это и управленческий стиль руководства, при котором средства достижения сложных целей выбираются самими исполнителями. К особенностям эдхократических организаций относятся следующие:
• работа в высокотехнологичных областях, требующая высокой квалификации, творчества, инновационного задела и эффективной совместной деятельности;
• наличие органической структуры, в которой преобладают неформальные горизонтальные связи;
• изменчивое иерархическое построение, когда отношения по вертикали и горизонтали носят преимущественно неформальный характер;
• отсутствие жесткой привязки человека к выполнению какой-либо одной функции;
• право принятия решений, основанное на экспертных знаниях;
• разделение риска и вознаграждения между участниками трудового процесса;
• отсутствие контроля за непосредственной работой специалиста, осуществление только финансового контроля.

Эдхократические организации эффективны при реализации творческих проектов (кино, рекламы, телевизионных проектов, шоу, театральных постановок), внедрении новых технологий, в антикризисном управлении.

К многомерным организациям относятся организации, в которых рабочие группы (подразделения) самостоятельно и одновременно выполняют три функции:
• обеспечивают свою производственную деятельность необходимыми ресурсами;
• производят продукт (услуги) для конкретного потребительского сегмента или территориального рынка;
• обеспечивают сбыт (распределение) своей продукции.

К числу особенностей многомерных организаций относятся следующие:
• подразделения сами разрабатывают свои бюджеты, руководство инвестирует в них средства;
• в многомерных организациях нет двойного подчинения, руководство группы едино;
• во взаимосвязях автономных групп отсутствует необходимость проведения каких-либо реорганизаций, подразделения можно просто создавать, ликвидировать или модифицировать;
• каждая часть организации может быть полностью автономной и заниматься выполнением всех функций, связанных с производственно-рыночной деятельностью;
• основной показатель эффективности работы автономных групп — получаемая прибыль, что облегчает анализ и контроль за их деятельностью и ведет к упрощению управленческой деятельности.

Партисипативные организации — это организации, ориентированные на участие работников в процессе управления. При этом обеспечивается более полная мотивированность их труда, формируется чувство собственника. В таких организациях работники могут участвовать в:
• принятии решений;
• процессе постановки целей;
• решении тактических и оперативных задач.

Работники обладают правом выдвигать предложения, вырабатывать пути решения проблем, выбирать окончательное решение. Партисипативные структуры распространяются на некоторые подразделения или отдельные уровни управления организацией.

К предпринимательским организациям относятся такие, которые базируются на использовании принципов и методов предпринимательства. В число таких принципов входят следующие:
• саморегулирование производственно-рыночной деятельности;
• приоритетность потребителя — носителя спроса;
• контрактность в хозяйственных отношениях;
• обязательное внутрифирменное планирование;
• прогнозирование;
• конкурентность;
• инновация;
• учет фактора организационной культуры.

Предпринимательские организации имеют следующие особенности:
• принципиально изменяются функции руководства, оно поддерживает усилия предпринимательских ячеек, осуществляющих бизнес-деятельность;
• предпринимательские звенья (ячейки) сами выбирают вид деятельности, определяют цели, способы, средства деятельности; изучают потребности рынка и конкурентной среды, анализируют внешние факторы;
• консультанты (бизнес-тренеры) оказывают помощь в организации бизнес-процессов;
• ресурсы организации находятся в распоряжении предпринимательских ячеек;
• подразделения, ответственные за распределение ресурсов, координируют деятельность отдельных звеньев;
• одними из ведущих факторов успеха в таких организациях являются персонал, его квалификация, инициативность и способность к творческому поиску.

Предпринимательские организации всегда придерживаются идеологии маркетинг-менеджмента. Они рассматривают свою деятельность как агрегирующую задачи управления организацией и рынком.

Организации предпринимательского типа, построенные на принципах рыночной ориентации, являются наиболее перспективными формами организаций, которые находят применение во всех областях и сферах общественного воспроизводства.

Ключевые слова: Человек, Организация
Источник: Менеджмент. Учебное пособие
Материалы по теме
Человек и организация
Основы менеджмента : учебное пособие / В.Л. Полукаров. — 2-е изд., перераб. — М.: КНОРУС,...
Человек в организации
Менеджмент. Учебное пособие
Поведение человека в организации
Сербиновский Б.Ю., Управление персоналом
Сферы человеческой деятельности
Егоршин А.П, Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие. -Н.Новгород: НИМБ, 2003. -...
Основы организационного поведения
Менеджмент. Введение в профессию : учебное пособие / В.В. Бондаренко, В.А. Юдина. — М. :...
Структуры инновационных организаций
Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2008...
Миссия и философия компании
Корпоративный менеджмент
Понятие цели организации
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Оставить комментарий