Типологии и формы культуры

Будучи разветвленной многоуровневой системой, культура имеет сложную, не ограничивающуюся родовидовым делением типологию. Как понятие абстрактное ее сложно разложить по полочкам.

Под типологией культуры понимается, прежде всего, систематизация целых периодов (этапов, ступеней) в развитии культуры, выделяемых по каким-то общим признакам и свойствам. Это могут быть хронологически протяженные и достаточно географически определенные и единые блоки, как культура Древнего Востока, или же нечто объединяющее разные по времени (примерно три тысячелетия) и национально-государственной принадлежности представления и образы, сводимые, например, в так называемую эпоху Античности. Различаются реальные и идеальные (образ-схема) типы культуры. При исследовании первых выделяют синхронную (предусматривает изучение культуры или в рамках какой-то эпохи, или географической принадлежности) и диахронную (исследование в хронологической последовательности) типологию. Понятие идеальный тип культуры принадлежит немецкому социологу М. Веберу и обозначает некую абстрактно-теоретическую конструкцию, синтез явлений, фактов, событий культуры, умозрительно извлеченных из разных эпох. Идеальные типы культуры — это фактически модели, служащие для футурологических прогнозов и теоретических гипотез.

Принято выделять культуру материальную, духовную и физическую. К первой традиционно относят экономический уклад от орудий труда, жилища, одежды, пищи до способов хозяйствования, ко второй — язык, верования, всю систему производственных навыков, традиций, обычаев, литературу и искусство, к третьей — физкультуру и спорт.

Различают обиходную (обыденную), событийную культуры и культуру эпохи скачка, приходящуюся (как в сегодняшней России) на переходное время. Если обиходная культура с ее реалиями повседневной жизни и быта подчинена определенному алгоритму и самовоспроизводится на сравнительно длительном хронологическом отрезке почти в неизменном виде (консервируется), то событийная — несет на себе печать каких-то качественных, но по преимуществу эволюционных перемен, а культура скачка — это взрыв, революция. Она совпадает с глубинными коллизиями и потрясениями в обществе, с поворотными моментами в истории страны и не укладывается в русло предшествующей культуры.

Без объяснений понятен водораздел между официальной и неформальной культурами. В советское время количественно преобладала спущенная сверху «казенная» культура, но, несмотря на фронтальный охват, она была гораздо менее востребована, чем параллельно существовавшая в разных формах неофициальная.

При классификации и стратификации (структурном членении) культуры берется в расчет ее стадия развития. То есть, скажем, если речь идет о стадиях культуры на примере словесности, то за дописьменной следует письменная, на смену которой приходят сначала печатная, а затем массовая коммуникация.

Появление кинематографа дало основание для выделения экранной культуры, а широкое внедрение компьютера на новом витке научно-технического прогресса подготовило виртуальную.

Известны типологии по культурным ролям (управляющие, исполнители, посредники, профессиональные носители культурного опыта) и по доминирующим типам мышления (романтический, чувственный, рациональный, идеалистический, материалистический).

Разнообразие культур стимулирует подразделять ее на множество типов и отраслей, видов и разновидностей. Они с трудом поддаются учету, и, как показывает практика, ни к чему, кроме путаницы в головах студентов, построение фундаментальных классификаций не приводит.

Существующие градации и таксономии культуры не могут не быть зыбки и условны хотя бы потому, что противоречивы и в них нет единства. Так, например, одни авторы рассматривают физическую культуру как титульную, наравне с духовной и материальной, а другие считают ее всего лишь составной частью материальной.

Дополнительную трудность в типологизацию культуры вносит совмещение в той или иной из них признаков других культур. Если мы попробуем отделить друг от друга материальную и духовную культуру, то очень скоро зайдем в тупик и убедимся, что наша попытка обречена на неудачу. В самом деле, по каким критериям их делить? Где проходит грань между ними? И как тут не вспомнить крылатые слова, что из одного дерева сделаны икона и лопата!

Конечно, массив материала столь велик и разнороден, что без ориентиров никак не обойтись. В прагматических целях для удобства имеет смысл прибегнуть к самой общей и элементарной дифференциации культуры. Ее наиболее компактная классификация сводится в несколько групп. Наряду с уже названными (обыденная и др.) это городская и сельская культуры, высокая (элитарная) и народная (фольклор, традиции), профессиональная и непрофессиональная, специализированная (религиозная, экономическая, педагогическая, политическая, научная, художественная, экологическая и прочие) и массовая, этническая и национальная культуры.

Однако все они не стоят особняком, а взаимодействуют, корреспондируют, активно и пассивно сообщаются и соотносятся, в той или иной степени проникая и перетекая одна в другую.

Маркировка культуры, конечно, весьма относительна. Так, в фокусе элитарной культуры, обслуживающей привилегированную часть общества, избранный круг высоколобых интеллектуалов и эстетов, могут оказаться объекты народной культуры (эпос и др.), а массовая культура нередко обыгрывает элементы высокой культуры (образцы изящного искусства, литературную классику).

Разрыв между высокой и низкой культурой — серьезный показатель культурного состояния общества. Так называемое чистое искусство, или искусство не для всех, со временем может стать если не всеобщим достоянием, то, по крайней мере, понятнее и доступнее многим, а может, напротив, еще дальше и больше отодвинуться от основной массы народа. Последнее происходит, когда полоса отчуждения между элитарной и массовой культурой непреодолима из-за целого ряда факторов, в том числе из-за заведомо заданного политическим и экономическим курсом искусственного занижения и без того критического среднего уровня культуры в стране.

В статусе культуры далеко не все зависит от потребителя и заказчика. Бардовские песни В. С. Высоцкого, изначально предназначенные автором для «своих», быстро вышли за рамки камерной аудитории, обрели невероятную популярность и широко распространились не только по всей стране, но и за ее пределами.

Несколько не в формате культуры такие ее категории, как субкультура и контркультура.

Под субкультурой понимают набор ценностей, стереотипов, норм и стилей жизни, которые выдвигают и которым следуют определенные группы лиц, объединенные общими социальными, профессиональными, возрастными или сексуальными интересами и запросами и не принимающие традиционную культуру общества.

Отвергая стандарты доминирующей культуры, адепты субкультуры (как правило, лишь частично) замещают их собственными эталонами и кодексами правил, не стремясь, впрочем, ниспровергнуть существующие вне своей автономной зоны.

То есть молодежные (рокеры, тинейджеры, роллеры, байкеры и т. п.), преступно-криминальные или какие-то еще субкультуры не конфликтуют с господствующей культурой, а сосуществуют с ней, принимая даже те или иные ее элементы.

В отличие от субкультуры контркультура — это вызов, протест, бунт, адресно направленный против утвердившейся в обществе культуры. Зачастую контркультура произрастает именно из субкультуры, как это было, например, с хиппи и панками. Субкультура превращается в контркультуру, когда начинает бескомпромиссно, жестко, а подчас агрессивно противостоять и входить в конфликт с господствующей культурой. В СССР и постсоветской России негласной столицей контркультуры был Ленинград-Санкт-Петербург с его тусовками, неформальными практиками, группами, ориентированными на панк-, металл-, хип-культуру и другие направления тогдашнего андерграунда. Элементы контркультуры отложились в творчестве Б. Гребенщикова, С. Курехина, Ю. Шевчука, К. Кинчева, «митьков» и т. д. Сегодняшних байкеров, готов, панков отличает стремление отгородиться и дистанцироваться от мира, варясь в своей субкультурной среде. Это своеобразная форма культурного отчуждения, приверженности установленным стандартам поведения, определенному стилю одежды. К примеру дресс-код для байкеров — куртка-«косуха», а для так называемых хипстеров (слово хипстер образовано от английского жаргонного выражения «to be hip» — «быть в теме», т. е. следовать текущей моде и стилю) в порядке вещей носить зауженные джинсы с подвернутым низом, так чтобы были видны лодыжки, или максимально короткие носки, демонстрируя голые щиколотки, а то и вообще обходиться без этого предмета одежды, надевая обувь на босу ногу.

До сих пор толком не прояснено понятие альтернативная культура. Это не синоним контр- и субкультуры и тем более не удобный термин для прикрытия девиантного поведения маргинальных групп, хотя есть попытки называть бесчинствующих неформалов, устраивающих скандальные акции, не хулиганами, а альтернативщиками. Подмена одного другим, приравнивание и отождествление разных сущностей в литературе и в практике имеет место, но смешивать указанные понятия — то же самое, что путать Божий дар с яичницей. Правильнее под альтернативной культурой понимать противостояние, при котором человек, не приемля официальную культуру, внутренне автономен. Так, ярким представителем альтернативной культуры был поэт И. А. Бродский. Он не занимал контркультурную позицию, никогда не выступал с антисоветскими лозунгами и тем паче не призывал к свержению советского режима. Оказавшись в эмиграции и став нобелевским лауреатом, Бродский не поливал грязью отвергнувшую его отчизну. Но всем творчеством он неизменно отстаивал свое право сопротивляться злу, насилию, несправедливости в любых их видах, личинах, проявлениях. Он не терпел лжи, фальши, лицемерия и смотрел правде в глаза с абсолютной прямотой и тем самым был носителем альтернативной культуры.

Швейцарский ученый К. Г. Юнг (1875-1961), подходя к культуре через призму ее архетипической символики, с точки зрения укорененного в ней бессознательного, не только объяснял природу кризисов культуры, но и выдвигал понятие антикультура. С оговорками и осторожностью этот термин использовал в своем научном словаре Ю. М. Лотман, имея в виду под ним культуру с отрицательным знаком, с точностью до наоборот, то есть как ее полную противоположность. Примерно в том же значении Лотман употребляет понятие некультура, вкладывая в него следующий смысл: нечто деструктивное, то, что ведет к деформации и деградации.

В последнее время активировалось и приобрело популярность культуртрегерство, что, безусловно, есть повод расценивать как позитивное явление в культурной жизни страны, т. к. оно обновилось, наполнилось актуальным содержанием, а основные культуртрегерские акции выливаются в волонтерские инициативы, в которых частные лица добровольно берут на себя функции менеджеров, продюсеров, спонсоров, постановщиков и исполнителей, и их индивидуальные и коллективные усилия оказываются вполне креативными и плодотворными.

Если учесть, что культуртрегерство осуществляется на безвозмездной основе и на общественных началах, приходится признать, что реанимация и оживление культуртрегерства — само по себе свидетельство требовательного запроса нашего социума на культуру.

Ключевые слова: Культура
Источник: Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019
Материалы по теме
Феномен российской культуры
Культурология : учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Сущность профессионально-педагогической культуры
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Концепция культуры Н.А. Бердяева
Монина Н.П., Культурология
Язык и культура
Белик А.А., Культурная (социальная) антропология
Русская культура XVI–XVIII вв.
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Общество как социокультурная система
Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр....
Культура европейского Возрождения
Монина Н.П., Культурология
Культура божественного
...
Оставить комментарий