Тесты способностей человека

С точки зрения психодиагностики способности человека можно разделить на следующие группы:

  • общие способности, куда относят общий уровень интеллекта и способность к выявлению общих закономерностей;
  • модально общие способности, включающие отдельные виды общего интеллекта, например, вербальный, математический, пространственный, технико-практический интеллект;
  • специальные способности, узко связанные лишь с определенными видами деятельности; сюда входят музыкальные, технические, артистические, педагогические и прочие способности;
  • частные способности,    предполагающие развитие отдельных познавательных функций, например, памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения.

Общие способности

Под общими способностями подразумеваются в первую очередь интеллектуальные. Для их диагностики используются тесты интеллекта, тесты достижений и личностные тесты, а также тесты собственно способностей как таковых.

Психодиагностика интеллекта
Тесты на определение интеллекта называют по-разному. Наиболее обобщенные и часто употребляемые — тесты интеллекта (intelligence tests), тесты специальных способностей (special abilities tests), тесты общего интеллекта (general intelligence tests), тесты общих способностей (general abilities tests). Сегодня все чаще употребляют термин «когнитивные тесты».

Тесты интеллекта предназначены для изучения уровня интеллектуального, умственного развития человека. Они требуют умения совершать с понятиями определенные умственные действия, такие как аналогии, классификации, обобщения и др.

Тесты интеллекта различают по типу стимульных заданий: к примеру, могут быть тесты вербальные (тест классификации слов), невербальные (прогрессивные матрицы Равена) и т.п.

Говоря о тестах интеллекта, следует всегда помнить: ни один тест интеллекта (как и школьные оценки успеваемости) не дает возможности предсказать поведение человека в будущем, как он будет справляться со многими жизненными ситуациями.

Модально общие способности

Для оценки модально общих способностей применяются специальные тесты, дифференцирующие вербальный, математический, пространственный и технико-практический виды интеллекта.

Специальные способности

Тесты для диагностики специальных способностей принято классифицировать по двум параметрам:

  • по видам психических функций — сенсорные, моторные тесты;
  • по видам деятельности — технические и специальные узкопрофильные тесты, т.е. соответствующие той или иной профессии (инженерные, артистические и т.д.).

Моторные тесты направлены на изучение точности и скорости движений, зрительно-моторной и кинестетической координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точности мышечного усилия и др.

Сенсорные тесты разрабатываются для изучения разных характеристик восприятия, например, остроты зрения и    слуха, различительной чувствительности, цветоразличения, дифференциации высоты, тембра, громкости звуков и др.

Тесты учебных и профессиональных достижений направлены на диагностику конкретных знаний или навыков, которые необходимы для конкретных видов деятельности или отдельных профессий. Ими определяют художественные, артистические, математические, бухгалтерские и другие способности. Видимо, сюда следует также отнести популярный в западных странах тест измерения креативности (способности к творчеству) Б. Торранса.

Тесты достижений широко используют начиная с раннего детского возраста. К примеру, при определении уровня психологической готовности к школьному обучению проводят известный в детской психодиагностике тест Керна — Йерасека. Он включает три субтеста:

  1. рисунок человека, свидетельствующий об уровне общего психического развития;
  2. срисовывание схемы расположения точек, показывающее умение действовать по формальному правилу;
  3. списывание предложения, по коему можно судить, сформировалось ли представление о делении речи на слова и отдельные буквы.

По суммированным данным трех субтестов выдается суждение об уровне готовности или неготовности к школьному обучению.

Тесты достижений выявляют успешность овладения конкретными знаниями. По ним можно оценивать эффективность программ и методов обучения, в том числе по отдельным разделам учебных дисциплин, и они нередко являются более объективным показателем обученности, чем субъективная оценка преподавателя. Вместе с тем в оценке профессиональных умений существуют определенные сложности. Так, при анализе технических способностей, позволяющих человеку успешно работать с разнообразным оборудованием, надо учитывать, что наряду с некоей общей способностью, определяемой техническим опытом, существуют множество иных, независимых факторов. Ведущим из них является способность к пространственным представлениям. Это и оперирование зрительными образами (перестановка и вращение сложных геометрических форм), и умение сравнить между собой разные пространственные модели, найти в них сходство и различие.

Отдельные тесты достижений уместно объединять в тестовые «батареи», что позволяет получать профили показателей успешности обучения по разным дисциплинам. Пожалуй, наиболее разработанными в мире являются батареи тестов США: тесты дифференциальных способностей (DAT), созданные для нужд школы и нашедшие применение в профессиональной ориентации учащихся, а также их более поздняя версия — тесты общих способностей (GATB), разработанные службой занятости для проведения профессиональных консультаций в государственных учреждениях. В GATB вошло 12 субтестов с общим числом факторов 9.

Частные способности

Методики диагностики частных способностей предназначены для диагностики ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения. Примеры: диагностика внимания по таблицам Шульте, корректурная проба, методика Мюнстерберга, исследование оперативной памяти, памяти на числа, памяти на образы, непроизвольной памяти и др. Таблицы Шульте представляют набор из пяти таблиц с цифрами (от 1 до 25), расположенных в случайном порядке разной степени сложности в клетках таблицы; задача — показать в заданной последовательности все цифры. Методика Мюнстерберга представляет буквенный набор, в который включены
также слова; задача — выявить их. При корректурной пробе на бланках приведен случайный порядок букв; задача — зачеркнуть все повторения указанных одной или двух букв.

Области применения тестов способностей

Традиционное применение тестов способностей состоит в использовании их для прогноза будущей успешности претендентов при выборе определенной профессии. Однако давать такой прогноз следует крайне осторожно. Дело в том, что профессиональная пригодность (профпригодность) — это то свойство личности, какое формируется в ходе деятельности, а не дано изначально. На формирование пригодности к профессии влияет огромное число факторов. Диагностируемый уровень достижений не является решающим фактором, обеспечивающим профессиональный успех. К примеру, не обнаружено никакой связи между оценками по тесту и успехами в профессии. Это означает, что прогностическая ценность большинства методов и методик крайне низка. Тесты, применяемые в профотборе, не могут прогнозировать профессиональную успешность людей. Результаты такого тестирования больше важны с точки зрения выбора одной кандидатуры в процессе кастинга.

С точки зрения профпригодности, предпочтительны не столько общие способности, сколько модально общие и специальные. На практике учитывают тестовый профиль, свидетельствующий об определенной выраженности отдельных способностей (например, для бухгалтеров естественным является большая выраженность счетных способностей, для архитекторов — зрительных, для инженеров — технико-практических).

Ключевые слова: Тесты, Способности
Источник: Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное. - Х.: Полиграф-М. 2016.
Материалы по теме
Понятие и виды тестов
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил
Способности и одаренность
...
О соотношении понятий «способности» и «качества»
Ильин Е.П., Дифференциальная психофизиология
Общая одаренность и специальные способности
Профессиональные способности / В.Д. Шадриков. — М.: Университетская книга, 2010. — 320 с....
Формы психологического тестирования
Акимова М.К., Гуревич К.М., Психологическая диагностика 3-е издание. Спб.:Питер, 2008.
Компьютеризированные и компьютерные тесты
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил
Психофизиологическая природа способностей
...
Способности руководителя
Кричевский Р.Л., Если Вы руководитель
Оставить комментарий