Теория социализации В. Райха

С фрейдовским пониманием природы человека категорически не согласен Вильгельм Райх, хотя он так же, как и Фрейд, увязывал сущность социализации с процессом подавления и обуздания детской сексуальности. Но Райх в своих рассуждениях приходит к выводу, прямо противоположному фрейдизму, и вместе с тем, интересному, неожиданному.

Райх в отличие от Фрейда, своего учителя, уважение к которому он, даже отойдя от психоанализа, всегда подчеркивал, полагал, что патриархальный уклад жизни, как и вся современная культура, возникли вследствие специального, целенаправленного культивирования у человека чувства вины. Никакой «изначальной греховности», согласно Райху, у человека нет. Чувство греха и виновности не врождено человеку, а привито ему искусственно. «Любовь, труд и познание - вот источники нашей жизни, они должны определять её ход» - эти слова Райх вынес эпиграфом в своей книге «Психология масс и фашизм» (1997). Человек, таким образом, рождается для счастья изначально безгрешным, открытым для добра, социально ориентированным существом. Несчастным, угрызаемым чувством вины и греховности, извращенным, массовым и стереотипным его делают семья, общество и государство.

Здесь нет возможности сколько-нибудь подробно рассмотреть концепцию В. Райха, отмечу только, что её основная идея в том, что энергия оргона, гипотеза которой принадлежит самому Райху, есть энергия жизни. Оргазм является естественным способом реализации и разрядки этой энергии. Иначе говоря, посредством переживания оргазма организм человека только и может существовать естественным образом, испытывая радость и наслаждение от жизни. Но в том-то и дело, что человек, по мнению Райха, единственное животное, которое отказывается от удовольствия и наслаждения жизнью, вернее, ему отказывают в этом. Зачем же это делается?

Райх так отвечает на этот вопрос:

«... функция подавления детской и юношеской сексуальности заключается в том, чтобы возможно легче обеспечить родителям послушание детей» (Райх, 1997а, с. 174-175).

Итак, Райх полагает, что процесс социализации в современном обществе есть, по сути, процесс уродования детской психики посредством репрессии его сексуальности и привития чувства вины и греховности. Он начинается в семье и преследует не моральную, а утилитарную цель. Затем за дело берется общество. «В самом начале экономического патриархата, - пишет Райх, - сексуальность детей и юношества преследовалась с помощью прямой кастрации или уродования половых органов каким-либо способом. Позже общеупотребительным средством стала душевная кастрация посредством привития сексуального страха и чувства вины. Функция сексуального угнетения заключается в том, чтобы возможно легче обеспечить послушание людей, равно как и кастрация жеребцов быков должна превратить их в покорных тягловых животных» (Райх, 1997а, с. 175).

Здесь не обойтись без теории характера В. Райха. По его мнению, характер современного человека и, соответственно, общества, складывается из трех уровней. Первый - это слой естественных, первичных влечений, направляемых социальным интересом. Эти влечения способны сделать человека счастливым и радостным существом, открытым для любви и творчества. Но эти первичные влечения подавляются, угнетаются семьей и обществом. «Формирование структуры характера, - замечает по этому поводу Райх,- включающей негативное отношение к сексуальности, является, собственно, неосознанной целью педагогики (Райх, 1997а, с.175). В результате такой репрессии закладывается второй слой характера: вторичные влечения, наполненные иррациональными, извращенными стремлениями и желаниями. Половые извращения (перверсии), убийства на сексуальной почве, криминальные аборты, порнография, порноиндустрия, проституция - таковы плоды подавления первичных влечений. И действительно, если невозможно естественным, природным путем реализовать жизненную энергию, то она ищет обходные пути и реализуется неестественными, извращенными, иррациональными способами. Отмеченные выше социально-психические патологии, формируются и существуют в индивидуальных характерах. А на уровне общественного характера формируется социальный и политический иррационализм, который выливается в конечном счете в фашистские движения, в изуверские религии, в диктатуры разного рода, в массовые невротические эпидемии, сравнимые, по словам Райха, с чумой.

Третий слой характера и индивида, и общества - это общественная мораль, призванная приукрашивать, сглаживать и в какой-то мере сдерживать все извращенные влечения второго слоя характера.

Привитие чувства вины и вытеснение сексуальности, делает вывод Райх, это

«... процесс социально-экономического, а не биологического происхождения. Её функцией является закладка основы авторитарно-патриархального строя и экономического порабощения. Половая жизнь людей первобытной эпохи следовала естественным законам, которые обеспечивали естественную социальную жизнь.

Период авторитарного патриархата создал с помощью энергии угнетенной естественной сексуальности вторичную, извращенную и больную сексуальность современного человека» (Райх, 1997а, с. 181).

Таким образом, иррационализм половых извращений и фашистский иррационализм любого типа: националистического, расового, коммунистического и т.д. - имеет одни и те же истоки. Вот они - подавление сексуальности, вытеснение её, возникновение чувства вины, в чем, собственно, и заключается, согласно Райху, сущность современной социализации.

Как видим, и Фрейд, м Райх, отталкиваясь от одних и тех же представлений о значении сексуальности в психическом развитие человека и его социализации, приходят к диаметрально противоположным выводам. Фрейд утверждает, что подавление сексуальности делает возможным существование культуры и вообще человеческого общества. Райх же, наоборот, утверждает, что репрессия сексуальности порождает болезнь культуры, угрожающую самому её существованию и существованию человечества.

Ключевые слова: Социализация
Источник: Семечкин Н.И., Психология малых групп
Материалы по теме
Политическая социализация
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Инкультурация
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Модели (типы) политической социализации
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Асоциализация. десоциализация и ресоциализация личности
Деркача А.А., Социальная психология
Процессы социализации и инкультурации
Белинская Е.П., Этническая социализация подростка
Сущность политической социализации
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Сущность социализации и ее стадии
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Этапы социализации. Периодизация психического развития в онтогенезе
Психология : учебное пособие : в 2 т. Т. 1 / автор-составитель А. Р. Трощий. - Ульяновск :...
Оставить комментарий