Поздний капитализм отличается от его ранней, либеральной стадии во многих отношениях. Свободная конкуренция XIX в. сменилась организованной конкуренцией в правовых рамках — союзы предпринимателей и профсоюзы в экономике, политические партии и общественные движения в политике, множество общественных объединений в культурной и социальной жизни. Однако позднему капитализму, как и раннему, свойственны противоречия и кризисы.
Немецкий социолог Юрген Xабермас, будучи представителем Франкфуртской школы, для которой тема социализации считается одной из важнейших, продолжает разработку этой темы. Изучая немецкое общество, в книге «Проблемы легитимации позднего капитализма» (1973) он пришел к выводу, что этот общественный строй испытывает кризис легитимности (от лат. legitimus — законный, правомерный). Классовое сознание исчезает; социальная идентичность становится размытой; наблюдается снижение роли свободной конкуренции в экономике из-за роста государственного вмешательства. Государство не просто гарантирует, как в эпоху либерального капитализма, общие условия производства, но и само участвует в экономике, что затрагивает базовые принципы свободного экономического обмена и самостоятельности субъектов экономической деятельности. Возникает потребность в легитимации такого вмешательства. Аналогичные напряжения возникают и в политической системе. Выборы по-прежнему обеспечивают легитимность власти, но демократия становится формальной, гарантируя лишь «содержательно диффузную лояльность масс без реального участия в принятии решений». В области политической социализации возникают проблемы. Они выражаются в том, что кризисные тенденции могут найти выражение в девиантном поведении некоторых социальных групп.
Xабермас изучает эту проблему и формулирует тезис о причинной связи между характером протекания кризиса подросткового возраста (13-16 лет) и нормальной социализацией (интеграцией в общество) молодежи либо формированием у нее критического отношения к обществу. Причинами, по которым снижаются шансы нормального выхода из кризиса подросткового возраста, являются:
- рост продолжительности учебы, продление периода молодости — в некоторых случаях до 30 лет;
- повышение вероятности расхождений между предлагаемыми схемами интерпретации социальной реальности и действительностью, что обостряет проблемы идентичности;
- распространение эгалитарных отношений в семье и способов воспитания, типичных для среднего класса, что скорее обременяет подростков проблемами взросления, нежели решает их;
- ослабление сексуальных запретов, что (как и освобождение от прямых экономических тягот) обеспечивает подросткам перспективу социализации «с расширенными возможностями экспериментирования».
Итог состоит в том, что в обществах позднего капитализма в процессе социализации должны быть усвоены универсальные социальные роли. Однако в случае острого протекания кризиса подросткового возраста на фоне дефицита легитимности общественного устройства следует ожидать как минимум двух вариантов выхода из него — отчуждения как реакции на чрезмерные требования к человеку либо протеста и юношеского политического радикализма. Формирующаяся у молодежи критическая установка в отношении общества позднего капитализма выражается в школьных бунтах, студенческих движениях, развитии молодежных субкультур и других девиациях, которые, по словам Хабермаса, не сводятся к тривиальным психологическим допущениям о том, что депривация ведет к протесту.