Свобода и необходимость

Согласно одному из классических определений, свобода есть познанная необходимость. Оно восходит к стоикам, связывавшим свободу с разумностью. Эта формула получила распространение благодаря Бенедикту Спинозе и Г.В.Ф. Гегелю и как таковая была воспринята Фридрихом Энгельсом и стала элементом марксистского учения.

Человек ограничен в средствах. Но с развитием опыта, знаний и техники его оснащенность существенно возрастает. Знания и опыт расширяют возможности человека, в частности возможности понимания имеющихся объективных ограничений. Можно сказать, свобода проявляется в отношении к необходимости, а не в противостоянии ей, как нередко трактуется. Необходимости противостоит не свобода, а случайность. Свобода противостоит ограничению в форме принуждения или запрета, т.е. действий, исходящих от другого человека, окружения, власти. Давление, оказываемое на человека, прямо и косвенно, чаще всего является политическим; политическое давление имеет тенденцию принимать неправовой характер. Одно из ограничений, исходящих от власти, касается доступа к информации. Ограничивая распространение информации, власть сужает возможности выбора, без которого невозможна свобода решений и действий.

Свобода — не просто в отсутствии ограничений. Свобода — это характеристика решений и действий, совершенных:

  • а) по собственному произволению (не по принуждению),
  • б) со знанием и учетом объективных ограничений,
  • в) в условиях возможности выбора.

Слово «произвольность» в русском языке имеет несколько значений, среди которых как необоснованность и случайность действий, их своевольность (т.е. совершение в соответствии со своей волей и вопреки воле других), так и самостоятельность действий. В этой главе слово «произвольность» («произвольный») употребляется в последнем значении. Произвольность действий представляет собой отдельную философско-этическую и психологическую проблему.

Первым в истории мысли ее анализ в связи с природой добродетели предпринял Аристотель. Непроизвольны действия, совершенные подневольно (под влиянием природной стихии или чьей-то власти) или по неведению (когда совершающий действие не может знать обо всех возможных последствиях). Но и не всякие произвольные действия добровольны. Например, действие, совершенное под пыткой или из опасения за жизнь и здоровье близких, произвольно, но недобровольно. Аристотель называл такие действия смешанными: они произвольны, поскольку источник действия заключен в самом деятеле, но они непроизвольны, поскольку сам человек по своему желанию ничего подобного никогда не совершил бы. Другое дело, что, добавляет Аристотель, «существуют... некоторые поступки, к совершению которых ничто не должно вынудить, но скорее следует умереть, претерпев самое страшное». К непроизвольным поступкам, по Аристотелю, не следует относить такие, которые совершены по неведению относительно того, в чем состоит польза; такие поступки отрицательно характеризуют деятеля или действие. К непроизвольным не следует относить также действия, которые совершаются в ярости или по влечению.

Среди произвольных поступков Аристотель выделяет намеренные (или преднамеренные), которые совершаются сознательно, по выбору. Сознательное действие — не то, которое совершено только из желания: ведь людям свойственно желать и несбыточное. Выбор осуществляется относительно того, что зависит от человека, а именно, средств достижения цели и способов их употребления.

Джон Локк, как бы развивая рассуждение Аристотеля, обратил внимание на то, что «свобода не относится к хотению». Представим, говорит он, что кого-то в глубоком сне приносят в помещение, где находится некто, кого он желает видеть, и запирают. Тот приходит в себя, чрезвычайно рад встрече с желаемым человеком и с радостью проводит с ним время, не желая уходить. Но у него и нет возможности уйти, если бы у него возникло такое желание. Свобода, делает вывод Локк, «есть идея, относящаяся не к хотению или предпочтению, но к лицу, обладающему силой действовать или воздерживаться от действия согласно выбору и распоряжению ума. Наша идея свободы простирается так же далеко, как и эта сила, но не дальше. Ибо, где сдерживание ограничивает эту силу либо где принуждение устраняет эту нейтральность способности той или другой стороны действовать или воздерживаться от действия, там свобода, а также наше понятие о ней сейчас же прекращается».

Следует отметить, что этические аспекты проблемы свободы раскрываются не в соотнесении свободы с необходимостью. Моральная свобода обнаруживается в том, как принимаются решения, какие решения принимаются и какие действия сообразно этим решениям совершаются.

Аристотель конкретизирует свое рассуждение, доводя его до проблемы добродетели. Сознательность — не единственная характеристика выбора. Выбор может быть правильным или неправильным, и если одобряют выбор, то за верность должному и за стремление к высшему благу. Добродетели, как и пороки, связаны с сознательным выбором и собственной волей. Человек ответствен за свой выбор, а также за то, какой характер у него сложился, что предопределяет такие его решения, а не другие, за то, какие поступки он совершает, какие они влекут за собой последствия для других людей и для него самого.

Ключевые слова: Свобода
Источник: Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и магистратура).
Материалы по теме
Свобода воли и детерминизм
Винсент Ружиэйро, Мышление.
Людвиг Бинсвангер: идея свободы
Фролова Ю.Г., Психосоматика и психология здоровья
Защита прав и свобод человека как одна из главнейших функций государства
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Независимость и автономия
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Негативная и позитивная свобода
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Свобода
Балашов, Л. Е. - Практическая философия (М., 2007)
Парадокс свободы
Балашов, Л. Е. - Практическая философия (М., 2007)
Формула свободы
Балашов, Л. Е. - Практическая философия (М., 2007)
Оставить комментарий