Сущность понятия «воспитание» и «развитие»

Основными составляющими воспитания являются социальное, культурное, интеллектуальное, физическое и профессиональное развитие, формирование способностей, познавательных, деловых, волевых, физических и профессиональных качеств. Интегральным показателем развития служит развитость личности. Развитие и развитость - процесс и результат реализации человеком своих возможностей.

Ведущим принципом современной школы является принцип обучающего воспитания- дидактический принцип обучения, который в условиях учебных заведений находит свое воплощение в формировании мировоззрения учащихся, овладении нравственными нормами поведения, развитии физических сил и умственных способностей учащихся, становлении личности.

Развитие личности
- сложный, длительный и противоречивый процесс. С философских позиций термин «развитие» рассматривается как «характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений, сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей». Психологи развитие личности рассматривают как «изменение ее (личности) количественных и качественных свойств».

Развитие человека движется в двух направлениях: биологическом и социальном. Данное понятие аккумулирует в себе те и другие свойства и качества.

Развитие и воспитание человека тесным образом связаны с его включением в разнообразные виды деятельности (особенно творческой) и отношением к данной деятельности (положительным + высокая степень творческой активности) и зависит от внешних (окружение человека) и внутренних (свойства организма) условий.

Категорию воспитания необходимо рассматривать в узком и широком смысле слова:
- целенаправленный, систематический процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на решение конкретных педагогических задач, эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели (в узком смысле слова);
- целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека (в широком смысле слова).

Основная цель воспитания - формирование социально, духовно и морально зрелой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности.

При этом социально, духовно и морально зрелая творческая личность -это личность с высоким уровнем культуры, обладающая творческим потенциалом, способная к саморазвитию и саморегуляции, с присущими ей качествами гражданина, патриота, труженика и семьянина.

Направления воспитания можно классифицировать по формам, содержанию, объектам воспитания, по отношению воспитатель - воспитуемый.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя. Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования. Но его содержание зачастую направляется не на развитие личности, а на усвоение суммы знаний, умений, навыков. Из сферы образования иногда выпадают такие его компоненты, как передача опыта различных форм и видов деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру, опыт общения и т.д.

Главными задачами трудового воспитания являются развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта. Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, в которых формируются трудовые действия, складываются производственные отношения.

Физическое воспитание - неотъемлемая составляющая почти всех воспитательных систем. Современное общество требует поколения, способного трудиться с высокой производительностью, переносить повышенные нагрузки. Систематическое физическое воспитание начинается с дошкольного возраста (физкультура - обязательный предмет во всех учебных заведениях).

Теоретическую основу нравственного воспитания составляет этика. Главные постулаты нравственного поведения изложены в Библии, Коране, Талмуде. В качестве приоритетных задач этического воспитания выделяют:
- накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, общественных местах);
- разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких, как честность, терпимость, скромность, деликатность, дисциплинированность и ответственность, чувство долга и чести, трудолюбие.

Основными критериями нравственности человека являются его убеждения, моральные принципы, поступки по отношению к близким и незнакомым людям.

Целью эстетического воспитания является развитие способности к эмоциональному восприятию прекрасного. Она может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства. Человек обязан привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, быт, профессиональную деятельность. В то же время эстетическое воспитание должно оберегать его от ухода в «чистый эстетизм».

Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, другим людям, своему народу и отечеству.

Экономическое воспитание - система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, страны в целом. Данный процесс предполагает не только формирование деловых качеств (бережливости, предприимчивости, расчетливости), но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогообложения.

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности всего живого на планете. Оно ориентирует индивида на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Обязанность каждого живущего на Земле - принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы.

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей, ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и критического отношения к тем, кто их нарушает.

Поликультурное воспитание предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств, культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания во имя мира и предусматривает:
- адаптацию к ценностям разнородных культур, взаимодействие людей с разными традициями;
- ориентацию на диалог культур;
- отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов.

Интернациональное воспитание - целенаправленная деятельность по формированию чувства свободы, равенства и братства, культуры межнационального общения, нетерпимости к проявлению национальной ограниченности и чванства.

Патриотическое воспитание - процесс формирования политически сознательного человека, любящего свою родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа.

Выделяют три основные группы методов воспитания:
- убеждения;
- стимулирующие (возвратно-оценочные);
- организации жизни и деятельности.

Метод убеждения направлен, прежде всего, на рациональную сферу отношений. Убеждение предполагает наличие содержательной информации в сообщении педагога и осознанное отношение к ней воспитанника. Целью убеждения является создание, усиление или изменение взглядов, мнений, оценок, установок у объекта воздействия.

В целенаправленном воспитательном процессе методы убеждения могут и должны быть разнообразными. Вариативность - главное условие их успешности.

К стимулирующим методам относятся одобрение и осуждение, поощрение и наказание. Их назначение — регулировка через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности: стимулирование первых и торможение вторых. По форме поощрения и наказания разнообразны.

Виды поощрений: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия, восхищение.

Виды наказаний: замечания, выговор, общественное порицание, возмущение, ироническая шутка.

Методы организации жизни и деятельности предназначены для научения навыкам, умениям и формам поведения.

Любое воспитательное воздействие должно состоять из трех частей:
- предписывающей (что надо сделать),
- аргументирующей (зачем надо сделать),
- методической (как лучше это сделать).

Эффективность воспитательного взаимодействия заключается в целенаправленном, систематическом, квалифицированном руководстве. Воспитание основывается на сознании человека и требует его участия. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. Оно действенно при условии его перехода в самовоспитание, которое является одним из главных показателей эффективности воспитания личности.

Ключевые слова: Воспитание, Развитие
Источник: И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме
Развитие и воспитание личности
Максименко С.Д., Общая психология
Роль обучения и воспитания в психическом развитии
Баранова Э.А., Введение в детскую психологию
Воспитание ребенка с нарушениями речи
Мастюкова Е.М., Ребенок с отклонениями в развитии
Категория возраста в психологии развития
Слободчиков В.И., Психология развития человека
Формирование и развитие личности
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Развитие личности человека
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Как вырастить настоящего мужчину
Суркова Л.М., Ребенок от 3 до 7 лет
Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста
Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов,...
Оставить комментарий