Стадии конфликта

Выделяют следующие стадии конфликта:

  1. Латентная (скрытая) стадия конфликта, на которой пока нет конфронтационных действий, но происходит осознание различий в интересах и растет напряженность в отношениях.
  2. Открытый конфликт разного уровня остроты начинается с инцидента, перспективы развития которого зависят от сил оппонентов и использования тех или иных конфликтологических технологий.
  3. Организационное принуждение прекратить конфликт при осознании пагубности конфликта третьей стороной. Предпринимаются попытки «заморозить» конфронтационное взаимодействие оппонентов административными мерами. Позитивным выходом из него является контракт с конфликтологами, профессионально исполняющими посреднические функции. Паллиативный выход — временное прекращение конфронтационных действий, но продолжение существования предмета конфликта и различий в интересах оппонентов.
  4. Технологическое завершение конфликта, состоящее в проведении переговоров и подписании договора между оппонентами.

Наблюдения показывают, что, зарождаясь при незначительном эмоциональном наполнении, конфликт постепенно «притягивает» к себе отрицательные эмоциональные переживания. Хронически повторяющиеся инциденты ведут к потере рациональных ориентиров, а рациональную вначале причину конфликта замещает эмоциональная. Конфликт может перерасти в чисто эмоциональный, когда оппонентам уже совершенно не важны рациональные аргументы. Эмоциональные конфликты — самые тяжелые и бесперспективные, поскольку совершенно лишены логической составляющей. Даже распоряжение предметом конфликта теряет смысл для оппонентов. Поэтому выходов из эмоционального конфликта только два:

  1. разъединение оппонентов,
  2. значительная трансформация мотивации оппонентов, которая может занять не один месяц.

Оценка эмоциональной составляющей конфликта и ее сдерживание от разрастания должны составлять предмет заботы как оппонентов, если они стремятся к позитивному разрешению конфликта, так и конфликтологов, выполняющих функции посредников.

Ключевые слова: Конфликт
Источник: Менеджмент. Учебное пособие
Материалы по теме
Уровни конфликтов в организации
Козлов В.В., Козлова А.А., Конфликт - участвовать или создавать
Особенности межличностных конфликтов
Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина
Человеческий фактор в конфликте
Шаш Н.Н., Конфликтология
Природа конфликта
Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Теория реального конфликта
Психология межгрупповых отношений.— О.А. Гулевич., М.: Московский психолого-социальный...
Профсоюзы и трудовые конфликты
Липсиц И.В., Экономика
Способы разрешения ролевых конфликтов
Фролов С.С., Основы социологии
Психологические составляющие конфликта
Анцупов А.Я., Конфликтология
Оставить комментарий