Сознание как высшая форма психики

Сознание - это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире. Однако можно предположить, что похожая или близкая к ней психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у более развитых животных: собак, лошадей, дельфинов, обезьян и др. Тем не менее, основное отличие человека от животных, прежде всего, заключается не в наличии процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а в наличии специфических механизмов его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание.

Сознание, как и любой другой психический феномен, обладает определенными характеристиками.

  • Сознание всегда активно. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов.
  • Сознание интенционально. Вследствие того, что сознание активно, оно всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленности).

Наличие данных свойств обусловливает наличие ряда других характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегуляции. К группе данных свойств сознания следует отнести:

  • способность к самонаблюдению (рефлексии);
  • мотивационно-ценностный характер сознания;
  • способность определять цели и программу действий - предпринимать шаги к осуществлению цели.

В свою очередь, данные свойства сознания определяют возможность формирования в процессе онтогенеза человека индивидуальной «Я-концепции», которая является совокупностью представлений человека о самом себе и об окружающей действительности. «Я-концепция» - это ядро всей системы саморегуляции, которое заключается в совокупности представлений человека о самом себе и об окружающей действительности. Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение, исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Поэтому не случайно «Я-концепцию» очень часто называют самосознанием.

Самосознание человека как система его взглядов строго индивидуально. Люди по-разному оценивают происходящие события и свои поступки, по-разному оценивают одни и те же объекты реального мира. Причем оценки одних людей достаточно объективны, т. е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, крайне субъективны. От чего зависит адекватность нашего сознания? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует назвать множество факторов, обусловливающих адекватность воспринимаемого человеком образа реального мира и его самооценок. Однако первопричиной большинства факторов, определяющих возможность построения адекватной «Я-концепции», является степень критичности человека.

В упрощенном виде критичность - это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Именно способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, а также, исходя из этого сопоставления, формировать свое поведение, т. е. определять цели и программу действий, предпринимать шаги к достижению поставленной цели, отличает человека от животного. Таким образом, критичность выступает в качестве основного механизма контроля над своим поведением.

Ключевые слова: Психика, Сознание
Источник: Андреева, И. Н., Основы психологии и педагогики : учеб.-метод. комплекс для студентов техн. специальностей / И. Н. Андреева, Н.Н. Струнина, Н. Н. Петриашвили. - Новополоцк : ПГУ, 2010. - 352 с.
Материалы по теме
Современные представления об этапах развития психики, понятие о сознании
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Психика и сознание
Максименко С.Д., Общая психология
Развитие психики и сознания
Творогова Н.Д., Общая и социальная психология
Сознание. Развитие психики
...
Сознание как высшая ступень развития психики
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Проблема сознания в философии, его концепции
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Что такое психологический механизм?
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Психоаналитическая теория психического развития Фрейда
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Оставить комментарий